|
|
N°2, 13 января 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Теперь финны -- по 3 евро
Электронная бюрократия отпугивает туристов
Более тысячи человек -- представители туристических фирм Финляндии -- в начале января подписали обращение к президенту страны Тарье Халонен. В нем туроператоры жалуются на ситуацию, сложившуюся в секторе турбизнеса Финляндии, связанном с организацией поездок в Петербург и Ленинградскую область, особенно -- в город Выборг. Подписанты просят президента оказать воздействие на российские власти. В последнее время, как считают финские туроператоры, бюрократические нововведения в Петербурге и Ленинградской области поставили на грань разорения многие финские турфирмы и их партнеров на северо-западе России. Об этом же говорили представители туристического бизнеса Финляндии и России на днях в Петербурге на специальной встрече.
Дело в том, что с середины 2007 года управление Федеральной миграционной службы России (УФМС) по Петербургу и области предложило гостиницам города установить компьютерную систему регистрации иностранцев «Электронный курьер». О необходимости введения этой системы начальник УФМС региона Юрий Буряк неоднократно говорил в СМИ и на встречах с представителями турбизнеса. Нововведение привело к удорожанию гостиничных услуг. Как рассказала представитель АНО Центр культуры и информации гражданских инициатив «Виипури» (Виипури -- финское название Выборга) Алла Матвиенко, теперь финны, приезжающие в Выборг или Петербург, должны не только многократно регистрироваться, но и каждый раз платить за эту регистрацию.
«Мы сейчас готовим поездку для финнов в архивы Петербурга. Это значит, что финны сначала приедут в Выборг и здесь заплатят за регистрацию в гостинице. Потом мы поедем в Петербург, и там они снова будут платить регистрационный сбор в гостинице. А когда мы вернемся в Выборг, мы снова будем вынуждены заплатить в гостинице еще раз этот регистрационный сбор», -- приводит пример г-жа Матвиенко.
Сотрудники гостиниц, установивших систему электронной регистрации иностранцев, объясняют введение этих платежей тем, что они подписывают договоры об обслуживании программы и по договору обязаны платить за каждого зарегистрированного. В гостиницах Выборга этот сбор составляет 90 руб. с каждого человека. В отелях Петербурга стоимость сборов колеблется от 60 до 90 руб. До 2009 года владельцы гостиниц сами оплачивали эти суммы, но сейчас, в связи с кризисом и сокращением объемов туристических поездок, они решили переложить эти платежи на плечи туристов.
«Это какие-то странные сборы, -- говорит Марья Мустаярви, представитель финской туристической фирмы «Сайма Маскаверка». -- Если это официально разрешенные сборы, то почему они разные в разных гостиницах и почему мы не можем включить их заранее в пакет услуг, которые приобретает турист? Мы четко следим за изменениями в российском законодательстве и нигде не видели закона, который обязывает платить эти деньги».
Руководство УФМС категорически отрицает свою причастность к поборам. По словам главы пресс-службы УФМС по Петербургу и Ленинградской области Дарьи Новиковой, установка системы электронной регистрации -- дело сугубо добровольное. «Наше ведомство никого не обязывает пользоваться системой электронной регистрации, -- говорит Дарья Новикова. -- Она действительно облегчает работу гостиниц и турфирм, но устанавливать ее или нет -- решает только сама гостиница. И претензии к нам необоснованны, тем более что деньги за установку и обслуживание компьютерных программ не поступают в бюджет УФМС».
Официально по российскому законодательству УФМС не имеет права брать деньги за регистрацию. У туриста (и у администрации гостиницы) есть право оформить эту регистрацию совершенно бесплатно. Но самостоятельная регистрация отнимает много времени. А если у иностранца при выезде из нашей страны российские пограничники не увидят штампа о временной регистрации, его могут занести в черные списки нарушителей закона и лишить визы. Поэтому «для облегчения жизни туристам, туроператорам и владельцам гостиниц» УФМС по Петербургу и Ленинградской области и предложило ввести систему электронной регистрации.
Но, как уверяют владельцы гостиниц и туроператоры, никакого облегчения эта система им не принесла, а только создала дополнительные проблемы. Во-первых, установка «Электронного курьера» обходится почти в 4 тыс. долл. плюс деньги за ее обслуживание: от 60 до 90 руб. за каждого иностранца. В договоре на обслуживание, который показала администрация гостиницы «Рахманинов», указано ООО «Информационно-аналитический центр», которому гостиница и платит по 60 руб. за каждого зарегистрированного иностранца. К тому же документы на бумажных носителях все равно надо нести потом в УФМС -- следовательно, вся процедура становится еще более громоздкой и трудоемкой. В результате гостиницам приходится набирать дополнительный штат сотрудников только для регистрации, что, естественно, вызывает дополнительные расходы. Отказаться от установки электронной регистрации можно, но такой отказ может обойтись гостинице еще дороже: любая проверка миграционного контроля легко может обнаружить какие-то недостатки или ошибки в работе гостиницы. В этом случае, по словам владельцев отелей, миграционные службы предлагают им два варианта -- либо штраф, либо договор на установку и обслуживание «Электронного курьера». И некоторые небольшие гостиницы Выборга уже отказываются принимать финнов -- им не по карману такие затраты. Например, как рассказала Ани Машигян, заместитель директора ООО «Скандинавия», их гостиница теперь вынуждена отказаться от приема иностранцев.
«Если нужно несколько раз регистрироваться, да еще и платить за это и тратить много времени -- у финнов все желание приехать в Россию отпадает, -- говорит председатель общественного совета при УФМС Выборга Евгений Легатов. -- По сравнению с цифрами на тот же период прошлого года количество туристов по северо-западному региону уже резко сократилось: в прошлом году их было примерно 1 млн человек, сейчас -- около 600 тыс. Понятно, что одна из причин -- кризис, но вторая -- российская бюрократия».
По мнению турагентов, работающих с финскими туристами, они болезненно переживают бюрократические усложнения, повышение цен даже на 2--3 евро для них имеет существенное значение. У финнов четко работает сарафанное радио: они не любят бюрократических проблем, поэтому, услышав, что в Выборге проблемы с оформлением, они едут на Новый год в Эстонию или в Карелию. А когда начнется высокий сезон, у финнов уже сформируется устойчивое предубеждение -- ехать в Выборг и Петербург нельзя. И раскрутить ситуацию назад будет гораздо сложнее.
Подобную историю Выборг уже переживал в 2003 году, когда финны объявили бойкот городу из-за разгула бандитизма -- туристов грабили среди бела дня чуть ли не на глазах местной милиции. Бойкот подействовал: местная власть быстро разобралась с криминальными группами. Правда, после бойкота потребовалось более года, прежде чем финские туристы стали возвращаться в Выборг. Но тогда властям было проще: они могли дистанцироваться от воров и бандитов. В нынешней ситуации дистанцироваться нужно от бюрократических приемов.
Наталья ШКУРЕНОК, Санкт-Петербург