|
|
N°2, 13 января 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Солнце затмило самолет
11 международных научных проектов на Земле Королевы Мод в Антарктиде лишились поддержки с воздуха
В новогодние праздники в Антарктиде, в трехстах километрах к югу от станции «Новолазоревская» разбился самолет BT-67 турбобатлер "Миа", обслуживающий полевые станции 11стран, в том числе и российскую, расположенные на Земле Королевы Мод. Во время посадки пилот потерял ориентацию, машина рухнула на лед, в результате чего разбился двигатель.
Самолет BT-67 "Миа" принадлежит Канаде, но находится в аренде у международного агента Южно-Африканской Республики. Этот оператор обслуживает авиационную сеть на Земле Королевы Мод, с помощью которой, в свою очередь, снабжаются оборудованием антарктические программы 11 стран, объединенные в один научный кластер. Один из его проектов реализуется в ходе 54-й Российской антарктической экспедиции (РАЭ).
Как рассказал "Времени новостей" начальник РАЭ-54 Вячеслав Мартьянов, канадский самолет взлетел с российской станции "Новолазоревская". На его борту находились трое канадцев, составлявшие летный экипаж турбобатлера, и один бортоператор -- российский полярник Андрей Карыгин. Железная птица должна была доставить груз на полевую норвежскую станцию, расположенную в трехстах километрах к югу от "Новолазоревской". До места они долетели. Но погодные условия (сверкающее на солнце ледовое поле) помешали пилоту правильно оценить высоту. И машина села на брюхо. А поскольку у самолетов этой серии под фюзеляжем расположен двигатель, именно он от столкновения со льдом и пострадал. Люди, находившиеся на борту самолета, к счастью, остались целы и невредимы.
В Арктическом и Антарктическом НИИ опровергли распространившиеся слухи о том, что машина восстановлению не подлежит. После последнего осмотра самолета специалистами стало ясно, что двигатель можно заменить. Проблема же была в том, что такие самолеты сейчас не выпускают, и были сомнения, остались ли комплектующие. Но, как подтвердила канадская сторона, у них есть запасной двигатель.
Правда, на замену мотора потребуется время. Может быть, даже не один год. Так что это серьезная потеря для всех исследователей, которые работают сейчас в Антарктиде. Во всяком случае, планы научного кластера из 11 международных проектов будут корректироваться. Ведь для обслуживания авиационной сети Земли Королевы Мод осталось всего два самолета, только один из которых турбобатлер, обладающий большой грузоподъемностью и способный приземляться на лыжи на самые трудные участки ледяного поля.
Но, как заверили корреспондента "Времени новостей" сотрудники Арктического и Антарктического НИИ, полярники сделают все, чтобы российский проект не был сорван.
Михаил ТЕЛЕХОВ, Санкт-Петербург