Время новостей
     N°232, 15 декабря 2008 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  15.12.2008
10% немецкого
Концерн Daimler AG приобрел долю в КамАЗе и стал его стратегическим партнером
Несмотря на глобальный кризис, который чувствительно задел и автомобилестроительную отрасль, сделка по покупке концерном Daimler AG 10-процентного пакета акций ОАО «КамАЗ» все-таки состоялась. «Кризис может повлиять на рынок (грузовых автомобилей. -- Ред.), но остановить его не способен», -- сказал в пятницу на церемонии подписания сделки член совета директоров Daimler AG, глава подразделения Daimler Trucks Андреас Реншлер.

В результате сделки, переговоры о которой шли довольно долго, сформировано стратегическое партнерство между концерном «крупнейшим в мире производителем грузовых автомобилей Daimler AG, КамАЗом, госкорпорацией «Ростехнологии» и группой компаний «Тройка Диалог». На роль стратегического инвестора предприятия, кроме Daimler, претендовали Iveco и Volvo.

Подписанное соглашение предполагает, что Daimler AG приобретает у «Тройки» 10% акций КамАЗа. Как известно, контрольный пакет акций предприятия (54,4%) был консолидирован в руках гендиректора компании Сергей Когогина и финансовых инвесторов во главе с «Тройкой Диалогом», а госдоля в размере 34% акций внесена в госкорпорацию «Ростехнологии». Ранее немецкий автогигант нацеливался на 42%, однако финансовый кризис внес поправки в его планы. Если ситуация на рынке улучшится и инвесторы во главе с «Тройкой» решат вновь вернуться к теме продажи акций КамАЗа, преимущества получит Daimler.

Сумма сделки составила 250 млн долл. По словам председателя совета директоров «Тройки Диалога» Рубена Варданяна, условия соглашения предполагают также, что при условии положительных результатов финансово-хозяйственной деятельности КамАЗа Daimler дополнительно заплатит в 2012 году еще 50 млн долл. Daimler получает одно место в совете директоров российской компании.

Стратегическое партнерство предусматривает передачу технологий и осуществление совместных проектов. Российскому автопроизводителю будет передана вся необходимая техническая информация по узлам и агрегатам, включая кабину грузового автомобиля Mercedes-Benz Actros второго поколения. КамАЗ же располагает разветвленной сетью станций техобслуживания и дилерских предприятий -- это позволит ему стать надежным партнером в области сервиса и продаж грузовиков Mitsubishi Fuso в России и оказать поддержку по выводу этих автомобилей на рынок. В дальнейшем возможны и совместные проекты по автобусам Mercedes-Benz.

«Финансовое участие Daimler AG усиливает позиции КамАЗа и дает нашей компании возможность стать конкурентоспособной на мировом рынке», -- сказал после подписания документа гендиректор ОАО «КамАЗ» Сергей Когогин. По его словам, замышляемый новый совместный автомобиль сохранит марку КамАЗ. Пока же гендиректор КамАЗа вынужден признать: возможно, на весь январь следующего года конвейер предприятия будет остановлен.

Андреас Реншлер сказал, что «очень рад приобретению пакета акций КамАЗа, особенно учитывая тяжелую экономическую ситуацию в мире». «Я надеюсь, -- подчеркнул г-н Реншлер, -- что мы заложили фундамент нашего долгосрочного сотрудничества, благодаря которому будет происходить взаимовыгодный обмен знаниями и опытом в области разработки, производства и продаж».

Радость г-на Реншлера понятна: Россия -- один из самых емких региональных рынков тяжелых грузовых автомобилей. В 2007 году общее число проданных здесь автомобилей грузоподъемностью более 6 тонн составляет 154 тыс. По прогнозам, несмотря на финансовый кризис, в ближайшие годы в России будет наблюдаться дальнейший рост рынка тяжелых грузовиков. В прошлом году КамАЗ продал более 53 тыс. автомобилей. Это обеспечило компании 30% рынка и выручку в 3,8 млрд долл. Около четверти производимых автомобилей идут на экспорт -- продукция КамАЗа поставляется примерно в 30 стран мира. Daimler Trucks в прошлом году продал в России 1300 новых грузовых автомобилей. Его дилерская сеть продаж и сервисных станций постоянно растет. На рынке импортной подержанной грузовой техники бренды Daimler Trucks, Mercedes-Benz, Fuso и Freightliner сегодня занимают лидирующие позиции.

«Соглашение, заключаемое в условиях мирового финансового кризиса, имеет стратегическое значение для России и отечественного автопрома. Оно свидетельствует о высоком уровне доверия к российской машиностроительной отрасли и экономике в целом, готовности западных компаний, несмотря на глобальную стагнацию и неблагоприятную конъюнктуру, инвестировать в Российскую Федерацию», -- заявил в пятницу гендиректор «Ростехнологии», председатель совета директоров КамАЗа Сергей Чемезов. И добавил: «С немцами сложно договариваться, зато легко работается».

Николай ПОРОСКОВ
//  читайте тему  //  Автопром