Министры финансов стран Евросоюза поддержали предложения о реформировании основ мировой экономики, сообщает Reuters.
Меры, предложенные президентом Франции Николя Саркози, подразумевают отказ от англо-саксонского принципа минимального регулирования, который применялся на финансовых рынках с момента их либерализации в 1980-х годах. План реформ завтра будет вынесен на одобрение лидеров Евросоюза, после чего он станет согласованной позицией 27 стран
на встрече лидеров "большой двадцатки" 15 ноября в Вашингтоне.
Министр экономики Франции Кристин Лагард на пресс-конференции по итогам вчерашней встречи сообщила, что министры одобрили все пункты за исключением одного, который поощрял международную координацию действий при экономических кризисах в будущем. Этот пункт был заблокирован по инициативе Германии. "Для нас очень важно, чтобы не возникло даже подозрения в создании европейского экономического правительства", -- заявил министр финансов Германии Пеер Штайнбрюк. "Мы ни на минуту не забываем о том, что нельзя допустить излишнего контроля, нельзя перестараться. Однако мы не оставим лазеек или черных дыр, не оставим не охваченных регулированием сфер, территорий и продуктов", -- сказала г-жа Лагард.
Г-н Саркози предлагает бороться с "краткосрочностью" на финансовых рынках, повышать уровень отчетности, ответственности и прозрачности, более надежно прогнозировать риски. Также утвержденные вчера предложения предоставляют больше прав развивающимся странам на мировых финансовых рынках, а также повышают ответственность рейтинговых агентств, чиновников, банков и их топ-менеджеров. "Наши действия выходят далеко за рамки стабилизации финансовых рынков", -- сказал премьер-министр Люксембурга Жан-Клод Юнкер.
Главы минфинов европейских стран говорили также и о возможной новой роли Международного валютного фонда, но не смогли прийти к единому мнению. Часть участников встречи поддержали предложение Нидерландов о предоставлении МВФ статуса высшей наблюдательной инстанции, контролирующей стабильность глобальных финансов. Франция подходит к вопросу в менее категоричной форме и предлагает лишь «усиление легитимации» МВФ, а также более тесное вовлечение в деятельность этой организации крупных стран Азии, в частности Китая и Индии. В целом же Евросоюз поддержал план создания в рамках МВФ фонда помощи в размере 125 млрд долл., им смогли бы пользоваться страны, которые находятся «в упорядоченных условиях». В настоящее время МВФ располагает суммой в 250 млрд долларов.
Германия, недавно начавшая атаку на мировые «налоговые оазисы» (страны с льготным налогообложением), в частности на Люксембург, Монако, Андорру и даже Швейцарию и Австрию, еще раз напомнила, что отступать не намерена. Как предупредил недавно г-н Штайнбрюк, если его не поддержат коллеги из других стран, то Германия будет бороться в одиночку. Г-н Штайнбрюк и ряд его сторонников настаивают на отказе от незыблемости банковской тайны в том случае, если, например, в финансовые институты в установленном порядке поступает запрос относительно владельца того или счета, который оказался в своей стране под подозрением.
Как не перестает напоминать г-н Штайнбрюк, Германия не требует ничего сверхъестественного. Она лишь призывает соблюдать правила, установленные Организацией экономического сотрудничества и развития, которые предусматривают необходимость открытия счетов (т.е. отказа от соблюдения банковской тайны) в случае, если у соответствующих ведомств возникают подозрения в укрывательстве налогов. В Австрии, например, подобное возможно лишь в случае уже заведенного уголовного дела на предполагаемого налогового уклониста. В нынешнем глобальном кризисе, по мнению г-на Штайнбрюка, существенная доля вины приходится на страны со строгой банковской тайной. «Банковские тайны в Австрии, Швейцарии, Люксембурге и Лихтенштейне обходятся германскому государству во многие миллиарды евро, -- заявил г-н Штайнбрюк. -- Если бы у меня были деньги, упрятанные в «налоговых оазисах», то я смог бы снизить налоги для всех или инвестировать их в образование или здравоохранение».