Торговля экспортными объемами нефти и газа за рубли приведет к снижению выручки российских сырьевых компаний
Дмитрий Медведев в послании Федеральному Собранию указал вчера, что необходимо ускорить подготовку к торговле энергоносителями за рубли. «Нужно предпринять практические шаги по усилению роли рубля в качестве одной из валют международных расчетов. И наконец начать переход к расчетам в рублях, который мы, к сожалению, затянули, конечно, прежде всего за газ и нефть», -- сказал президент. А министр финансов Алексей Кудрин после этих слов добавил: «Технологически это возможно уже в ближайшее время, важно, чтобы и компании чувствовали в этом свое преимущество». Нефтяники публично спорить с руководством страны не хотят, однако в неофициальных разговорах представители компаний утверждают, что торговля нефтью и газом за рубли будет возможна тогда, когда рубль десятилетиями зарекомендует себя как надежная международная валюта. А зампред правления «Газпрома» по финансам Андрей Круглов на прошлой неделе рассказывал иностранным инвесторам (и совершенно справедливо), что ослабление рубля как раз положительно сказывается на финансовом положении концерна. Ведь его валютная выручка в рублевом выражении растет, а расходы, которые в основном исчисляются в национальной валюте, не меняются.
Идею о том, что российские нефть и газ должны продаваться за рубли, впервые озвучил
Владимир Путин в послании Федеральному Собранию в 2006 году. Правда, он говорил исключительно о биржевой торговле энергоресурсами внутри страны: «Необходимо организовать на территории России биржевую торговлю нефтью, газом, другими товарами. Торговлю с расчетом рублями. Наши товары торгуются на мировых рынках. Почему не у нас?» С тех пор в Санкт-Петербурге была создана сырьевая биржа, однако оборот торговли на ней сложно назвать даже мизерным -- нефтяники работают напрямую с потребителями и свободного объема сырья для биржи выделять не хотят.
О продаже экспортных объемов нефти и газа ранее всерьез не говорилось. Ведь по большому счету это означает изменить весь порядок расчетов на мировом рынке, говорят эксперты. А менять его -- себе дороже, ведь на разнице курсов валют можно не только зарабатывать, но и терять. Впрочем, руководитель отдела ЛУКОЙЛа по связям с инвесторами Геннадий Красовский полагает, что в этом вопросе многое будет зависеть от того, какой финансовый инструментарий есть в распоряжении той или иной компании-трейдера, закупающей нефть у российских нефтяников. «У какой-то компании он шире, у какой-то нет. Та, у которой он шире, сможет нивелировать риски», -- считает он. Поэтому, по его мнению, непринципиально, в какой валюте продавать нефть. «У ЛУКОЙЛа трейдер может покупать экспортный объем за рубли», -- заявил он «Времени новостей».
Представитель другой крупной нефтяной компании, попросивший об анонимности, утверждает, что если трейдеры будут покупать нефть за рубли, а перепродавать за доллары, и при этом рубль будет укрепляться, как предполагает правительство России, то им только и придется заниматься валютными операциями, чтобы не оказаться банкротами. Есть и еще проблема. «Чтобы российскую нефть покупали за рубли, необходимо эти рубли откуда-то взять, -- продолжает нефтяник. -- Если включить печатный станок, вырастет инфляция. Если забрать с рынка, то рубль настолько укрепится, что такие операции не будут выгодны ни одной компании-экспортеру». Иными словами, резюмирует он, пока государству самому невыгоден такой механизм расчетов.
В государственной «Роснефти» корреспонденту газеты заявили, что анализируют возможную схему продажи экспортной нефти за рубли, но компания будет готова ее реализовывать только «в случае экономической целесообразности и эффективности». В «Газпром нефти» сообщили, что пока такую возможность даже не рассматривают. В других крупных компаниях от комментариев предпочли отказаться.
В управлении информации «Газпрома» заявили: «Продажа газа за рубли позволит увеличить объем оборота российского рубля на внешних торговых энергетических рынках, что станет дополнительным фактором укрепления рубля. Также продажа за рубли благоприятно скажется на финансовых показателях компании». От дальнейших пояснений в концерне по понятным причинам отказались. Дело в том, что перевести газовые расчеты в рубли технически очень сложно. Все экспортные контракты «Газпрома» либо номинированы в долларах, либо жестко привязаны к цене корзины нефтепродуктов, котирующихся в американской валюте. Для того чтобы перевести расчеты на рубли, нужно получить согласие контрагентов и переписать все контракты, что вряд ли возможно. Даже с Белоруссией, поставки в которую не облагаются экспортной пошлиной, рассчитываются на долларовой основе. Теоретически можно перевести на рублевую цену Украину, новый контракт с которой должен быть заключен до конца года. За небольшую скидку Киев может согласиться поддержать кремлевскую акцию.
Основные же надежды торговать экспортными объемами в рублях руководство «Газпрома» связывает с работой Санкт-Петербургской нефтегазовой биржи. Сейчас на ней проходят пилотные торги фьючерсными контрактами на газ, предназначенный российским потребителям. Однако к 2011 году, когда будет запущен «Северный поток», новый газопровод из России в Германию, «Газпром» намерен организовать на этой площадке спотовую и фьючерсную торговлю экспортным газом. Для этого в новой трубе будут предусмотрены резервные мощности для выполнения краткосрочных обязательств. Однако уже сейчас можно сказать, что кроме появления еще одного звена посредников, которые будут покупать российский газ на бирже и продавать его на выходе из «Северного потока» (на территории Германии), эта комбинация ничего не даст. Реальные европейские потребители вряд ли будут искать спотовый объем в далекой России, ведь в данном случае им очень важна оперативность поставок. Тем более что зимой, в период пикового спроса на газ, «Северный поток» скорее всего будет полностью загружен газом по долгосрочным договорам.
Зато о переходе на работу в рублях вчера объявила «Интер РАО ЕЭС», которая экспортирует электричество в основном в страны СНГ. По словам представителя компании Бориса Зверева, по поручению министра энергетики Сергея Шматко на рублевые расчеты будут переведены контрагенты из СНГ, затем, возможно, и другие партнеры. "У нас уже около 35% расчетов проводится в рублях», -- уточнил он. В частности, признали российскую валюту энергетики Белоруссии и Казахстана, ведутся переговоры с Украиной и Китаем. Перевод Финляндии на расчеты в рублях потенциально возможен, но это небыстрый процесс, считает г-н Зверев.