В деле генерал-лейтенанта ФСКН Александра Бульбова появился новый фигурант -- бывший сотрудник налоговой полиции Александр Качук. По версии следствия, в свое время он через посредника якобы передал одному из сообщников г-на Бульбова деньги для прослушивания телефонных переговоров. Сам обвиняемый не признает вины, а адвокаты уверены, что активизация следствия связана с тем, чтобы выбить нужные показания и наконец закончить расследование в отношении самого Бульбова. Кроме того, в ближайшее время, возможно, в этом деле появится и еще один фигурант -- действующий сотрудник ФСКН, непосредственный подчиненный генерала Бульбова -- Александр Пучков, которого следствие уже допросило в качестве свидетеля.
Как выяснилось, сотрудники Следственного комитета при прокуратуре (СКП) задержали 51-летнего Александра Качука 20 мая, а через день Басманный райсуд удовлетворил ходатайство следствия о его аресте. Ему предъявили обвинение в даче взятки должностному лицу (ст. 291-2) и нарушении тайны телефонных переговоров (ст. 38-1 УК РФ). По версии следствия, еще в марте 2007 года г-н Качук якобы передал через посредника -- бывшего сотрудника ФСКН Владимира Щепилова -- деньги для замначальника управления специальных технических мероприятий (УСТМ) ГУВД по Москве Михаила Яныкина, с которого и началось расследование этого масштабного уголовного дела. Как рассказал наш источник, якобы именно г-н Щепилов дал показания на г-на Качука.
Кроме того, как стало известно, 19 мая, накануне задержания г-на Качука, сотрудники ФСБ попытались задержать действующего сотрудника ФСКН полковника Александра Пучкова, в свое время работавшего под руководством г-на Бульбова. «Около полуночи у подъезда к нему подошли несколько человек в штатском, представились сотрудниками ФСБ, отобрали мобильный телефон и сказали, что будут обыскивать квартиру, показав постановление следователя СКП, -- рассказал наш источник. -- Оперативники изъяли у него дома девять видеокассет с семейным архивом и два жестких диска от компьютера, после чего доставили для беседы в СКП. Там Пучкова до восьми утра допрашивали, расспрашивая про Бульбова, но он, как человек юридически подкованный, заявил, что общаться со следствием без адвоката не будет. Поскольку оснований для задержания не нашлось, его отпустили. На следующий день он уехал с семьей отдыхать в Египет и должен вернуться 1 июня». В связи с этим источник не исключил, что после возвращения г-на Пучкова следователи вновь попытаются с ним пообщаться.
Генерал-лейтенант Александр Бульбов (он по-прежнему занимает должность начальника департамента оперативного обеспечения ФСКН) и еще несколько сотрудников этого ведомства -- Александр Донченко, Григорий Черевко, Юрий Гевал -- были задержаны 1 октября 2007 года. Всем были предъявлены обвинения в превышении полномочий и злоупотреблении ими, получении взяток, нарушении тайны телефонных переговоров. Г-н Бульбов, кроме того, подозревается в незаконной предпринимательской деятельности.
Как полагает следствие, еще до прихода в Госнаркоконтроль г-н Бульбов (тогда он работал в администрации президента) якобы предложил двум коммерсантам платить ему ежемесячно по 4 тыс. долл. в обмен на покровительство и защиту. Сбор «дани», по данным следствия, продолжался пять лет, вплоть до ареста генерала. Следователи подсчитали, что за это время бизнесмены передали ему более 230 тыс. долл. Кроме того, по данным следствия, генерал якобы оказывал покровительство за взятки еще и компаниям ООО «Лазурит-Д», ООО «Делисейт» и ЧОП «Немесида» (это предприятие принадлежит его супруге Галине Бульбовой).
Поводом для ареста г-на Бульбова послужило дело о незаконном прослушивании телефонов, возбужденное летом 2007 года. В его рамках был арестован замначальника УСТМ ГУВД Москвы Михаил Яныкин. Как полагает следствие, он организовывал прослушивание разговоров по поручению г-на Бульбова, который ему за это якобы платил по 50 тыс. долл. ежемесячно.
Арест генерала Бульбова положил начало войне спецслужб, о которой открыто заявил в СМИ теперь уже бывший глава ФСКН Виктор Черкесов. В противостояние это были втянуты СКП, Генпрокуратура и ФСБ, которые периодически обменивались взаимными претензиями, обвиняя друг друга в необъективности и предвзятости.
Сам генерал Бульбов, выступив с рядом заявлений через адвокатов, свой арест объяснил местью со стороны коррумпированных сотрудников спецслужб, боявшихся разоблачения из-за расследования скандальных дел о контрабанде мебели через торговый комплекс «Три кита» и о контрабанде китайского ширпотреба. Расследование этих дел было поручено в свое время ФСКН, и именно с ними связывали ряд громких отставок в руководстве ФСБ, происшедших в 2006 году. «Все действия в отношении меня, включая арест, обусловлены чувствами мести и страха перед последующими разоблачениями высокопоставленных чиновников ФСБ», -- говорилось в одном из заявлений г-на Бульбова.
Как рассказали адвокаты обвиняемых, за последнее время СКП совместно с ФСБ провел ряд следственных действий в отношении десяти бывших и действующих сотрудников ФСКН, из которых пятеро объявлены в розыск. Защита полагает, что следствие активизировалось в связи со сменой главы ФСКН (
недавно ведомство возглавил Виктор Иванов, до этого работавший в администрации президента), поскольку теперь «у следствия развязаны руки».
Что касается г-на Качука, то его адвокат Геворг Арушанов пояснил «Времени новостей», что его клиент «вину категорически не признает и не собирается признаваться в том, чего не совершал». «Мой подзащитный серьезный специалист, службе в правоохранительных органах отдал 32 года, был неоднократно награжден и, главное, никогда не работал в ФСКН и не знал генерала Бульбова, -- рассказал г-н Арушанов. -- Я предполагаю, что у следствия просто нет никаких зацепок по основному делу, вот они и ищут всевозможные обходные пути. Сейчас мы подали жалобу на арест и собираемся в ближайшее время написать жалобы на действия сотрудников следственной группы на имя генпрокурора Юрия Чайки, главы СКП Александра Бастрыкина и начальника службы безопасности этого ведомства. К сожалению, пока мне не удалось встретиться со своим подзащитным. В СИЗО сказали, что у них карантин, который продлится десять дней».