|
|
N°201, 01 ноября 2007 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Разгрузили Lufthansa Cargо
Немецкая авиакомпания не сможет летать над Россией
Немецкий воздушный грузоперевозчик Lufthansa Cargо (LHC) потерял право транзитного пролета через Россию. Это событие спровоцировало вал неприятных для России комментариев в германских политических кругах и прессе. Министерство транспорта ФРГ даже подвергло нашу страну симметричной санкции, запретив полеты в Германию авиакомпании «Аэрофлот-Карго». Правда, этот запрет действовал один день, 30 октября права «Аэрофлота-Карго» использовать свою региональную базу в немецком городе Хан были восстановлены. По версии российского Минтранса, LHC никто не запрещал летать через Россию: у компании просто истек срок временного разрешения на полеты. «Если Lufthansa Cargo обратится к нам за новым временным разрешением, то мы готовы рассмотреть этот вопрос», -- сообщил вчера «Времени новостей» руководитель пресс-службы Минтранса России Тимур Хикматов. Однако негативный эффект этого конфликта выходит за рамки интересов одной LHC. Особую значимость ему придает то, что он разворачивается буквально накануне авиационного саммита ЕС--Россия, который должен пройти в Москве 16--18 ноября.
Официальный представитель Deutsche Lufthansa AG (материнской компании LHC) Петер Шнекенляйтнер заявил вчера: «Мы можем подтвердить, что самолетам Lufthansa Cargo временно не позволено летать над территорией России. Влиянию данных обстоятельств подверглись 49 еженедельных рейсов в грузовой транспортный узел в Астане. Начиная с 28 октября, по зимнему расписанию, Lufthansa Cargo осуществляет полеты, минуя территорию России. Это оказывает большое влияние на время перелета, затраты и потребление топлива».
Вчера на вопрос «Времени новостей», в какой форме и какое конкретно российское ведомство запретило LHC далее использовать московский аэропорт Домодедово, представитель федерального министерства транспорта в Берлине отвечал уклончиво. Он попросил «понимания» того, что между правительственными инстанциями обеих стран ведутся «напряженные переговоры», целью которых является урегулирование текущей ситуации. По версии российской стороны, запрета как такового не было. «Соглашение о воздушном сообщении между Россией и Германией действует в полном объеме. Дополнительные полеты LHC через Астану в страны Юго-Восточной Азии осуществлялись по временному соглашению между Россией и Германией, срок которого истек 27 октября», -- заявил вчера г-н Хикматов. Он утверждает, что запросов о продлении этого временного соглашения от LHC Минтранс не получал. «Нельзя запретить то, чего нет», -- резюмировал пресс-секретарь Минтранса позицию своего ведомства.
Версия германской стороны отличается от вышеизложенной несколькими важными моментами. Вчера вечером Deutsche Lufthansa AG распространила (без ссылки на конкретного спикера) заявление: «Lufthansa Cargo подала все необходимые заявки в российские органы управления в установленный срок, более того, заранее, до обнародования 28 октября 2007 года нового зимнего расписания. Тем не менее Россия отказала Lufthansa Cargo в праве осуществлять перелеты в ее воздушном пространстве».
В совсем неофициальном порядке представители LHC утверждают, что отказ был мотивирован «расхождениями в подходах к сборам за пролет».
Германские авиационные власти не бросили LHC на произвол судьбы, предприняв симметричный демарш против ее российской коллеги -- «Аэрофлота-Карго». Как рассказала «Времени новостей» пресс-секретарь этой авиакомпании Наталья Русакова, события развивались следующим образом: «В пятницу, 26 октября, «Аэрофлот-Карго» получила разрешение на выполнение полетов в пункты Германии согласно вступавшему в силу 29 октября зимнему расписанию. Неожиданно для нас в понедельник, 29 октября, это разрешение было отменено. Мы обратились в Министерство транспорта России с просьбой способствовать снятию данного запрета. В 19.00 во вторник нам сообщили, что конфликт улажен и мы опять получили разрешение на полеты». В федеральном минтрансе в Берлине «Времени новостей» вчера подтвердили: «В настоящий момент запрета на полеты самолетов «Аэрофлота-Карго» в Германию не существует».
Однако, по неофициальным сведениям, немецкие федеральные чиновники готовы вернуться к репрессиям против «Аэрофлота-Карго», если проблемы LHC в Москве не разрешатся удовлетворительным образом. В околоправительственных кругах в Берлине полагают, что для «Аэрофлота-Карго» запрет на полеты в Хан «отложен, но не отменен». Впрочем, в защиту россиян уже выступило министерство экономики федеральной земли Рейнланд-Пфальц (там находится аэропорт Хан, которым пользуется «Аэрофлот-Карго»). «Аэропорту Хан запрет на полеты "Аэрофлота-Карго» нанес бы весомый урон», -- говорится в заявлении земельного министерства. Там же упоминается, что через этот аэропорт проходит ежегодно около 100 тыс. тонн грузов «Аэрофлота-Карго» и что «прямо или косвенно» от этого зависят 700 рабочих мест в регионе.
Конфликт между авиакомпаниями и авиавластями двух стран скорее всего станет предметом обсуждения на авиационном саммите ЕС--Россия. Как ожидается, одной из ключевых (но далеко не самых приятных) его тем будет функционирующая в нашей стране система сборов с иностранных авиакомпаний за транзитный пролет из Европы в Азию и обратно. Возражения против сбора за пролеты над территорией России высказываются (в том числе на уровне Еврокомиссии) много лет. Вчера же никто из германских собеседников «Времени новостей» не решился предположить, почему запрет на полеты коснулся именно Lufthansa Cargo. Ведь против сборов, общий годовой объем которых оценивается в 300--500 млн долл., протестуют, по сути, все авиапредприятия и авиационные инстанции ЕС.
Киев пригрозил Риму запретом на рейсы Alitalia и других итальянских перевозчиков в ответ на отказ разрешить полеты компании «Международные авиалинии Украины» (МАУ), говорится в сообщении минтранса. Италия отказалась утвердить зимнее расписание для МАУ, что вынудило украинского перевозчика отменить все регулярные рейсы в Рим и Милан с 31 октября по 5 ноября. "В своем письме в адрес авиационных властей Италии госавиаадминистрация обратила внимание на необходимость соблюдения положений действующих двусторонних соглашений и сообщила о возможности применения аналогичных мер к регулярным полетам итальянских перевозчиков на Украину", -- говорится в сообщении авиационной администрации минтранса. По ее данным, Италия ввела санкции против украинской авиакомпании в ответ на отказ Украины предоставить итальянской Alitalia на период зимы 2007 года разрешение на 14 рейсов в неделю из Милана в Киев, семь из которых предусматривали ночную стоянку лайнеров в киевском аэропорту. Украина говорит, что готова разрешить эти рейсы, но без права ночной стоянки. "Авиационные власти Италии сообщили, что разрешение на выполнение всех регулярных рейсов в Италию авиакомпанией МАУ... не может быть предоставлено до момента утверждения запланированных авиакомпанией Alitalia рейсов с ночной стоянкой", -- говорится в документе. Киев считает, что Рим нарушил две статьи межгосударственного соглашения о воздушном сообщении. Представители авиационных властей Италии пока недоступны для комментариев. Украинская авиакомпания сообщила, что пассажирам отмененных рейсов будут предложены альтернативные варианты полетов через стыковочные узлы в Европе. МАУ осуществляет 250 регулярных рейсов в неделю и эксплуатирует 15 самолетов Boeing-737. REUTERS
Юрий ШПАКОВ, Берлин, Михаил КУКУШКИН