Россия ожидает, что американская сторона скоро подготовит и передаст «конкретные предложения по сотрудничеству
в сфере противоракетной обороны в документальной форме». Сказавший это официальный представитель МИДа Михаил Камынин не преминул, однако, обратить внимание, что пока "США стремятся сделать реализацию своих планов необратимой" и не приостанавливают переговоры с Чехией и Польшей. К тому же США предлагают исходить из "безапелляционной логики, что Иран -- враг". Но Россия "не сторонник планов создания священного союза против этой страны".
Несмотря на это, российские дипломаты призывают к продолжению диалога. Однако к такому диалогу в США готовы не все. Это подтвердили прошедшие накануне в комитете по иностранным делам палаты представителей конгресса слушания по России. Глава комитета 79-летний демократ Том Лантос попытался превратить их в пропагандистское судилище. «Скорее с сожалением, чем с гневом я утверждаю, что сегодняшняя Россия представляет собой огромное разочарование, -- заявил он на открытии слушаний. -- Идеологией правящих кругов в Москве является не западная демократия, а версия -- я предполагаю, российская версия -- китайской модели: идея, что возможно совместить экономическую модернизацию и политические репрессии».
Том Лантос озвучил длинный список претензий к Владимиру Путину. При нем «Россия вновь стала сильно централизованным и авторитарным государством». Его подчиненные «занимают высшие государственные посты, одновременно контролируя гигантские экономические предприятия». Оппозиция «перестала существовать», а независимая пресса «ликвидирована». Секрет успехов Путина «базируется на высокой цене на нефть, которая предоставила России сотни миллиардов долларов неожиданного дохода». Тот же источник питает «все более агрессивную внешнюю политику России». Возможности США повлиять на Россию, по его словам, «крайне ограничены» из-за американской зависимости от иностранной нефти.
Однако выступивший на слушаниях конгрессмен-демократ Брэд Шерман убежден, что США сами вызывают волну антиамериканских настроений в России. «Мы сделали все возможное, чтобы породить враждебность в отношениях с российским государством», -- заявил он, напомнив о планах разместить в Польше и Чехии объекты ПРО, развернуть базы США и НАТО «в половине бывших советских республик», о сохранении дискриминационной поправки Джексона--Вэника и о позиции США в урегулировании региональных конфликтов. «В отношении Приднестровского района в Молдавии и абхазского региона в Грузии мы поддерживаем территориальную целостность, но в отношении косовского региона в Сербии мы поддерживаем самоопределение. Кто-то может сказать, что мы необъяснимо непоследовательны, но я скажу, что мы очень последовательны и настойчиво занимаем антироссийскую позицию в отношении всех этих трех конфликтов», -- заявил Шерман.
Более сдержанную позицию по России занял и бывший первый заместитель госсекретаря США в администрации Клинтона Строуб Тэлботт. Он назвал перспективы размещения объектов ПРО в Восточной Европе «теоретически сомнительными и технологически ненадежными» и высказался за скорейшее принятие России во Всемирную торговую организацию.
«Критика в адрес России со стороны американских конгрессменов стала гораздо более заметной, -- рассказал «Времени новостей» директор российских и азиатских программ Вашингтонского института мировой безопасности Николай Злобин. -- Ведь республиканская администрация как бы несет ответственность за провал программы демократизации России и американо-российского стратегического партнерства. Демократы и оппозиционные Бушу республиканцы заявили о провале этих лозунгов, с которыми президент выходил на второй срок». Впрочем, наш собеседник призывает не преувеличивать значение слушаний в конгрессе: «Специфика политики США такова, что она должна быть зафиксирована на бумаге. Нет документа -- нет политики. А слушания таковым руководящим документом не считаются».