Время новостей
     N°201, 01 ноября 2007 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  01.11.2007
Смена балла
Минобрнауки обещает усовершенствовать механизм ЕГЭ
За год до повсеместного введения в России единого госэкзамена руководство Министерства образования и науки забило тревогу: в системе отбора абитуриентов в высшую школу обнаружились серьезные изъяны. Ситуация требует ужесточения правил оценки результатов ЕГЭ, и их пересмотр не затянется. Предполагается, что уже в 2008-м году, то есть в последний год экспериментального режима ЕГЭ система его приемки будет скорректирована. Такое решение было принято вчера на коллегии Минобрнауки.

Подводя итоги экспериментальной «обкатки» единого экзамена в российских школах, чиновники вынуждены были признать неутешительный факт: в последнее время в высшие учебные заведения стало попадать все больше двоечников. «В некоторых вузах, чаще всего региональных филиалах, минимальный порог зачисления абитуриентов составляет 15--24 балла ЕГЭ. Это существенно ниже установленного «Рособрнадзором» для выставления в аттестат порога неудовлетворительной отметки, то есть двойки», -- констатировал директор департамента госполитики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки Игорь Реморенко.

Глава министерства Андрей Фурсенко подчеркнул, что из-за демографического спада в ближайшие три-четыре года ожидается снижение общего числа абитуриентов. «Обвальное сокращение» количества поступающих, и отсутствие законодательно закрепленной нижней планки может привести к тому, что в университеты в массовом порядке будут попадать люди, не осилившие толком программу средней школы.

Однако у ЕГЭ есть и обратная сторона. Уже сейчас заметно, что некоторые вузы планку сознательно завышают -- по словам главы Минобрнауки, «на отдельные направления подготовки устанавливают избыточно высокий порог зачисления медалистов -- от 97 до 100 баллов ЕГЭ». Механизм выставления оценок за ЕГЭ должен быть упорядочен, заявил г-н Фурсенко, подчеркнув, что «правила должны быть довольно жесткие и одни для всех».

«Мне кажется, тревога министра Фурсенко по поводу возможного снижения качества подготовки выпускников оправданна, -- поделился своим мнением в беседе с корреспондентом «Времени новостей» ректор Института образовательной политики «Эврика», член общественного совета при Минобрнауки Александр Адамский. -- Но дело не только в «снижении планки» -- я считаю, что единственным механизмом отбора не может быть только ЕГЭ. Нужно изменить подход к тому, что такое качество и результативность, и не воспринимать это исключительно как успеваемость». Г-н Адамский добавил, что, по его мнению, установление четких критериев качества подготовки школьников будет весьма затруднительным делом, пока Госдума не приняла изменения в закон об образовании. «Законопроект, касающийся структуры государственного образовательного стандарта, сейчас прошел первое чтение в Госдуме, и очень важно, чтобы на осенней сессии он был бы принят, -- добавил эксперт. -- Этот документ четко регулирует требования к результатам освоения программ».

Докладывая на коллегии Минобрнауки об итогах «тестовых испытаний» ЕГЭ, руководитель «Рособрнадзора» Виктор Болотов сообщил, что за время, прошедшее после введения единого госэкзамена, в нем поучаствовали 82 субъекта федерации, из них четыре впервые, в этом году. В 52 регионах ЕГЭ сдают «практически по всем общеобразовательным предметам». Г-н Реморенко сообщил, что уже 45% российских вузов перешли на 100-балльную систему оценки результатов вступительных экзаменов.

На это обстоятельство обратила внимание присутствовавшая на коллегии советник мэра Москвы и в недавнем прошлом глава столичного департамента образования Любовь Кезина. По ее словам, процедура перевода оценок в баллы при сдаче ЕГЭ сейчас оставляет желать лучшего. Она крайне сложна: на выпускных экзаменах в школе ставят так называемые «сырые» баллы по 60-балльной шкале, которые соответствуют 100 баллам в вузах, потом их переводят в оценку, а затем вуз устанавливает свой соответствующий определенной оценке проходной балл. «Это вызывает негативное отношение, -- сказала г-жа Кезина и предложила: -- Надо установить шкалу в 100 баллов, и дальше вуз должен будет принимать эти баллы по шкале, утвержденной министерством, а не устанавливать свои оценки».

Михаил МОШКИН
//  читайте тему  //  Реформа образования и науки