|
|
N°41, 13 марта 2006 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Ил» долетел до Кубы
Россия продала старому другу новые самолеты
Лизинговая компания "Ильюшин Финанс Ко" (ИФК) на прошлой неделе передала кубинской авиакомпании Cubana второй лайнер Ил-96-300, завершив таким образом выполнение контракта, заключенного двумя фирмами в июле 2004 года. Одновременно в Гаване прошли переговоры о поставке на Кубу новой партии самолетов при участии ИФК. Вопреки надеждам руководства ИФК, этот раунд переговоров не увенчался подписанием контракта. Как сообщил «Времени новостей» гендиректор ИФК Александр Рубцов, основные технические параметры сделки уже согласованы, однако стороны не смогли договориться о цене. «Теперь контракт скорее всего будет заключен в Москве или во время нашего следующего приезда на Кубу», -- заявил гендиректор ИФК.
В августе 2005 года ИФК, Cubana и кубинское внешнеторговое предприятие Aviaimport подписали в Москве протокол о намерениях, предусматривающий поставку на Кубу пяти самолетов: двух Ил-96-300 (в дополнение к двум заказанным ранее), двух Ту-204-100 и одного грузового Ту-204С. Стоимость такой партии самолетов по текущим ценам достигает 250 млн долл., что примерно вдвое больше, чем объем первого контракта ИФК с Кубой. Партия из двух Ил-96-300, поставка которой завершилась на прошлой неделе, оценивается в 100--120 млн долларов.
Первоначально предполагалось, что переговоры по второму контракту завершатся еще в течение 2005 года. Перед полетом в Гавану на прошлой неделе г-н Рубцов с высокой степенью оптимизма говорил, что контракт может быть подписан в ходе этого визита. Правда, эти надежды не оправдались.
Объективно, в силу многолетней вражды с Соединенными Штатами, Куба располагает небольшими возможностями для маневра на мировом рынке авиационной техники. Она лишена возможности приобретать новые воздушные суда непосредственно в США, а также пользоваться капиталами крупных западных лизинговых компаний, как американских, так и прописанных в других странах, но имеющих интересы в США. До недавнего времени авиакомпания Cubana использовала для полетов в Европу самолет DC-10 американского производства, взятый в операционный лизинг через небольшую европейскую компанию. Прекращение этого контракта создало у Cubana дефицит «дальнемагистральных» провозных мощностей. С технической точки зрения, Ил-96-300 восполняет этот дефицит. А с экономической -- Россия предлагает кубинцам достаточно комфортные условия приобретения авиатехники, предоставив экспортный кредит под госгарантии на 85% стоимости двух первых Ил-96-300. Г-н Рубцов рассчитывает, что подобный кредит будет выдан и под второй контракт.
На официальной церемонии передачи прибывшего из Москвы Ил-96-300 президент Cubana Риккардо Сантильян подчеркнул, что кубинские пилоты к тому моменту уже 66 дней успешно эксплуатировали другой точно такой же самолет, поставленный в декабре 2005 года. Эта машина использовалась, в частности, для доставки кубинских спасателей в Пакистан. Этой операции на Острове свободы придают большое символическое и политическое значение.
Генеральный директор ОАО «АК им. Ильюшина» Виктор Ливанов со своей стороны пообещал, что поставки российских самолетов превратят Кубу в крупный авиатранспортной узел. Речь идет о том, чтобы Ил-96-300 «закрыл» дальние маршруты из Гаваны (Cubana совершает полеты, в частности, в Лондон, Париж, Мадрид, Милан и др.), а Ту-204 -- популярные направления средней дальности в Канаду и Латинскую Америку.
Александр Рубцов говорил в Гаване о намерении создать на Кубе центр по техническому обслуживанию Ил-96-300 и Ту-204, а в перспективе использовать эту площадку для продвижения российской авиатехники последнего поколения в соседние латиноамериканские страны. Правда, насколько ИФК и ее кубинские партнеры сумеют приблизиться к подписанию контракта на еще одну партию самолетов, станет понятно только сегодня, когда делегация ИФК вылетит в Москву. Переговоры будут продолжаться до конца ее пребывания на Кубе.
Михаил КУКУШКИН, Гавана--Москва