|
|
N°176, 23 сентября 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Детектор вместо турникета
Безопасность пассажиров метро обещают оплатить из госбюджета
После того как теракт в московском метро, а за ним и трагедия в британской подземке продемонстрировали всему миру абсолютную уязвимость находящихся в замкнутом пространстве пассажиров именно это вида транспорта, власти всех стран -- «метровладельцев» призадумались о специфических вопросах его безопасности. Не стала исключением и Россия: проблемы предупреждения терактов в метрополитене вчера обсуждались на самом высоком уровне -- в Совете Федерации. Как сообщил после заседания «круглого стола» начальник Московского метрополитена Дмитрий Гаев, полигоном для отработки технологий предупреждения терактов, в том числе с применением химического и бактериологического оружия, станет столичная подземка. Здесь уже в 2006 году появятся специальные «опытные зоны», оборудованные датчиками обнаружения взрывчатки, химического и бактериологического оружия. Первая аппаратура появится на станции «Белорусская-Кольцевая». А вся кольцевая линия целиком будет оснащена видеосистемой.
Предполагается, что на экспериментальных станциях будут установлены современные детекторы, которые будут реагировать на наличие у пассажиров металла, взрывчатых веществ или наркотиков. Причем аппаратура будет реагировать даже в том случае, если на одежде или в багаже пассажиров останутся всего лишь следы этих опасных веществ. Пока непонятно, как детекторы смогут обработать всю толпу пассажиров в часы пик, однако г-н Гаев пообещал, что оборудование будет выбрано самое лучшее. Тем более что после четырехлетнего обсуждения проблем безопасности была принята федеральная межведомственная антитеррористическая программа, в рамках которой и ведутся работы в московском метро. Специалисты изучают современные методы обнаружения террористов, включая зарубежный опыт, сообщил г-н Гаев, а заказчиком соответствующих разработок выступают МВД и ФСБ страны.
По словам руководителя подземки, будет даже проводиться конкурс на разработку и поставку антитеррористического оборудования, причем для участия в тендерах будут допущены не только российские, но и зарубежные компании. Вчера в Совете Федерации уже «засветились» претенденты на освоение бюджета на подземную безопасность, представляющие голландские и израильские фирмы. Хотя в Израиле и нет никакого метро, спецслужбы этой страны традиционно пользуются большим авторитетом. Кстати, существующая система безопасности московского метро была высоко оценена зарубежными экспертами. По словам представителя голландской компании «Ай-си-ти-эс», занимающейся разработкой и производством систем безопасности на транспорте, «чисто технологически московское метро позволяет обеспечивать более высокую степень надежности в случае вероятного теракта, нежели, скажем, лондонский метрополитен».
Примечательно, что и Дмитрий Гаев, и вице-спикер Совета Федерации Александр Торшин пообещали, что расходы на безопасность не будут нести пассажиры, покупая более дорогой билет ради возможности пройти на станцию через металлодетектор вместо привычного турникета. «На безопасности экономить не будем», -- заверил г-н Торшин, заметив, что законодатели добьются «полного финансирования программ безопасности в метро».
Ирина БЕЛАШЕВА