|
|
N°28, 18 февраля 2005 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Фишки все заранее стоят
Прошла премьера «Турецкого гамбита»
Экранизация второго по счету романа Бориса Акунина о приключениях Эраста Фандорина выйдет в России рекордным количеством копий: 22 февраля картина стартует в отечественном прокате 364 копиями -- то есть «Турецкий гамбит» можно будет посмотреть практически в каждом из существующих сейчас в стране приличных кинотеатров (предыдущий рекорд -- 348 копий -- принадлежал «Александру» Оливера Стоуна). Предполагается, что картину Джаника Файзиева, как и предыдущий кинопроект «Первого канала» -- «Ночной дозор», увидит каждый сознательный россиянин. Тем более что в данном случае предлагается не смутившая многих мистика и кровопийство, а вполне духоподъемный и патриотический сюжет времен Русско-турецкой войны 1877 года. Это достойно само по себе и выглядит тем более героически, если вспомнить, что обратившись к историческому сюжету, создатели картины лишили себя возможности насытить свое творение неизменным на сегодняшний день product placement -- даже несмотря на то, что действие фильма совпадает по времени с изобретением Александром Беллом телефонного аппарата, никто из героев «Гамбита» и не заикается о каких-нибудь наиболее выгодных тарифах или чем-то подобном. Бал правит чистой воды исторический детектив.
Фандорин (Егор Бероев), пока еще титулярный советник и в настоящий момент молодой сербский волонтер, сбежавший из турецкого плена, подвизается при главштабе русского командования. Перед побегом Эраст Петрович успел выведать множество важных вражеских тайн. Во-первых, он знает, что корпус Осман-Паши в хитром фланговом маневре движется к ничего не подозревающей Плевне. Во-вторых -- что в ставку к русским с секретной миссией направлен хитроумный секретарь султана Абдул-Гамида, некто Анвар -- обладатель дьявольского ума, вполне европейской внешности и запоминающихся очков с синими стеклами. Единственной, пожалуй, детали, по которой Фандорин может опознать диверсанта среди пестрой компании, сгрудившейся вокруг русской ставки и журналистского клуба, где обозревают театр военных действий репортеры со всего света. После того, как секретная шифровка ушла из штаба с роковыми погрешностями, и вместо того, чтобы отправиться на защиту Плевны, русские войска ушли в Никополь, которому в тот момент никто не угрожал, Фандорин понимает: Анвар уже здесь, и он начал действовать. Но кто он? Под подозрение подпадают практически все -- кроме разве что прибывшего в окрестности Плевны государя-императора, а также (да и то исключительно из-за того, что Эраст Петрович абсолютно уверен в половой принадлежности Анвара) барышни Варвары Суворовой (Ольга Красько), которую Фандорин спас от башибузуков, когда она пробиралась в расположение русских к своему жениху. «Это вам не Майн Рид!» -- наставительно поучает Фандорин девушку, даже не подозревая, что совсем скоро они будут вовлечены в череду происшествий, по сравнению с которым померкнут все «Всадники без головы» вместе взятые. В детективную интригу оказываются втянуты все новые и новые персонажи, которых -- временами не без успеха -- изображают Александр Балуев и Дмитрий Певцов, Алексей Гуськов и Владимир Ильин, Сергей Газаров и Анатолий Кузнецов, Даниэль Ольбрыхский и Дидье Бьенем. Красота, да и только, во всяком случае такого количества людей с усами наш экран не видывал, кажется, со времен «Трех мушкетеров». Правда, многие из блистательных усачей явно пострадали при окончательном монтаже (фильм первоначально задумывался как телесериал) и потому порой успевают появиться на экране более чем мимолетно.
Читавшим Акунина стоит приготовиться к неожиданностям: в конце концов искомым агентом оказывается вовсе не тот человек, что в романе. Однако если «Турецкий гамбит» будут смотреть, то не только и не столько из-за сюжета. Рекламным роликом были обещаны всевозможные компьютерные эффекты и визуальные вкусности, знакомые в основном по заокеанским аналогам, вроде пролета управляемого фугаса в самую гущу марширующих колонн (как в «Перл-Харборе»), полета на воздушном шаре (как в «80 днях вокруг света»), много-много скачущих всадников (как в любом эпическом вестерне) и, наконец, явления Гоши Куценко с саблей наголо в роли бравого турецкого офицера (которое по смелости решения может сравниться разве что с бенефисом Телли Саваласа в роли русского казака из стародавнего «Ужаса в Транссибирском экспрессе»). Все посулы были выполнены с лихвой, за исключением, пожалуй, последнего: Куценко в кадре непростительно мало. Хотя одна только его красная феска может поспорить по выразительности с иным спецэффектом. Если же выискивать отечественные аналогии, то «Турецкий гамбит» заставляет (с разной степенью сближения) вспомнить и о кинобаталиях Сергея Бондарчука, и о «Сибирском цирюльнике» (мысли о нем навевает монструозный самоходный аппарат, сконструированный инженером Гридневым, которого играет снимавшийся в «Цирюльнике» Марат Башаров), да, кстати, и о «Ночном дозоре» (хотя бы жужжанием мух, которые сопровождают появление из сумрака банды башибузуков). Особенно занятно вышло с музыкой: несмотря на то что на афишах черным по белому указано «музыка Горана Бреговича», в фильме звучит всего одна его композиция, причем написанная некогда совсем для другого фильма -- «Времени цыган» Эмира Кустурицы. А в качестве эксклюзива на финальных титрах исполняется совершенно ни в какие ворота не лезущая и предельно неуместная в данном случае песня отличной в принципе группы «Ногу свело» -- если подобный фортель с комическим рэпом от «Умытурман» в финале «Дозора» был оправдан общей залихватской эклектикой, то здесь героико-комические куплеты Максима Покровского выглядят диковато.
В целом же фильм представляет собой продукт вполне качественный и ладный (даже по сравнению с тем же «Дозором», который при всех плюсах грешил некоторой трудноформулируемой, но очевидной неряшливостью), целиком отвечающий нынешним представлениям о том, как должен выглядеть нормальный российский блокбастер. А главное из этих представлений, похоже, до сих пор заключается в том, что кино такого рода не должно ни в чем отличаться от своих западных собратьев. «Гамбит» и не отличается. Так что оценивать его можно по гамбургскому счету, точно с таких же позиций, что и снятые в Голливуде исторические приключения подобного разлива. Глаз «Гамбит» радует не меньше, чем какие-нибудь «Четыре пера», уму и сердцу дает приблизительно столько же. Если переходить на школьную систему оценок, то -- тройка. Но птица. Или скорее -- птица. Но тройка.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ