|
|
N°167, 15 сентября 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Россия на втором месте после Китая по числу мер, которые применяются против наших товаров"
Когда-то из России в Европу вывозили лес, пеньку и мех. В последние полвека основным товаром российского экспорта стали нефть и газ. На сырье приходится более половины всего российского экспорта. Такое положение дел не устраивает ни компании, заинтересованные в расширении рынков сбыта, ни государство, которому необходим быстрый и качественный экономический рост. Однако другие страны не торопятся открывать свои рынки для российских товаров. Помочь экспортерам должно государство. Так же как и защитить отечественных производителей от конкуренции со стороны субсидированного экспорта. О том, что российские власти делают для этого, обозревателю «Времени новостей» Вере СИТНИНОЙ рассказал руководитель департамента государственного регулирования внешнеторговой деятельности и таможенного дела Министерства экономического развития и торговли Алексей КАУЛЬБАРС.
-- Около года в России действует новое законодательство во внешнеторговой деятельности. Каковы первые итоги его применения?
-- Закон об основах госрегулирования во внешнеторговой деятельности действует с 18 июля, а закон о защитных мерах-- с декабря 2003 года. Конечно, это очень большой шаг вперед. Например, раньше все говорили о торговой политике, но никто толком не мог сформулировать, что же это такое. Закон об основах госрегулирования дает этому определение.
Но, к сожалению, не все нормы закона могут применяться, многие новеллы требуют дополнительных решений правительства. Впрочем, закон -- это только начало. Сейчас мы в министерстве занимаемся разработкой концепции торговой политики. Ключевые моменты очевидны -- это поддержка экспорта и защита отечественного производителя.
-- А какой, на ваш взгляд, должна быть государственная политика в этой области? Государству следует наращивать свое влияние или, наоборот, самоустраниться?
-- Сильный экспортер -- это хорошо для любого государства. Но мы не члены Всемирной торговой организации. Поэтому естественные преимущества российских товаров зачастую используются другими странами для создания барьеров, препятствующих доступу наших товаров на рынки этих государств. И помочь здесь может только государство.
Правда, на вопрос о роли государства нет однозначного ответа начиная с XIX века. Все страны колеблются от практически полного регулирования до максимальной либерализации. На мой взгляд, в нынешних условиях без государственного регулирования будет крайне сложно. К сожалению, слабость, в том числе слабость таможенного регулирования, привела к тому, что наши товары зачастую неконкурентоспособны на внутреннем рынке из-за того, что западные товары проникают на нашу территорию с большими нарушениями.
Также концепция госполитики во внешней торговле будет предусматривать самые разные меры, призванные поддержать наших экспортеров -- и государственные гарантии по экспортным контрактам, и расширение роли торговых представительств. Правительством уже утверждена концепция государственной поддержки экспорта. Но, к сожалению, возникли сложности с ее реализацией. Два месяца назад этот вопрос рассматривался в правительстве, и мы вынуждены констатировать, что хорошая идея утонула в несогласованности действий разных ведомств. Мы не можем применять эти меры прежде всего из-за позиции Министерства финансов.
Должен быть разработан перечень стран, для работы в которых компаниям будет оказываться господдержка в виде госгарантий, а также объемы таких гарантий. Этим должен заниматься Минфин. Пока этот документ не выпускается, хотя вроде бы все согласовано.
-- Помогать производителям должна межведомственная комиссия по защитным мерам во внешней торговли. Каковы ее ближайшие планы?
-- Мы работаем по заявлениям заинтересованных предприятий об изменении ставок пошлин. В основном просят понизить экспортные и повысить импортные пошлины. Есть отдельный блок вопросов по защитным мерам. Комиссия рассматривает результаты проводимых нашим министерством расследований, предшествующих введению защитных мер.
Один из самых важных и интересных вопросов, над которым мы работаем в настоящее время, -- установление порядка исчисления пошлин на нефтепродукты. Исторически сложилось, что ставка пошлины на нефтепродукты принималась вместе со ставкой пошлины на нефть и составляла 90% от экспортной пошлины на нефть. Поскольку в начале года размер ставки 90% от пошлины на нефть был отменен, перед нами встала задача выработки нового понятного и прозрачного механизма установления экспортных пошлин на нефтепродукты. Сейчас мы применяем новую шкалу по нефти, и де-факто устанавливаем ставку на нефтепродукты в размере 65%, что, с учетом роста цен на нефть, по деньгам соответствует прежним 90%. Но мы намерены пересмотреть этот порядок на одном из ближайших заседаний комиссии. Сегодня еще рано говорить о конкретных цифрах, однако поясню, что речь идет о некоей шкале.
В ближайшее время мы также намерены провести работу по выделению в таможенной номенклатуре товаров, предназначенных для промышленной сборки. Эта мера необходима как для повышения конкурентоспособности наших предприятий, так и для привлечения в Россию сборочных производств зарубежных компаний.
-- Какие защитные меры будут вводиться для наших производителей в ближайшее время?
-- Мы завершили расследование по пекарным дрожжам. И надеемся, что в ближайшее время будет принята специальная пошлина, которая выровняет цены. Резкий рост импорта из Турции и Евросоюза привел к тому, что российские производители занимали на этом рынке менее 10%. При том что они достаточно активно развивали свое производство.
-- Какие защитные меры действуют сейчас?
-- На сегодняшний день действуют четыре меры. Действует мера на компрессоры для холодильников, на шарикоподшипники, мясо птицы. До недавнего времени были еще меры на крахмал и карамель, но они прекратили свое действие. Также существует соглашение с Украиной, ограничивающее поставки труб из этой страны. Оно действует до конца 2004 года. Есть антидемпинговые меры в отношении оцинкованного проката из Украины и компенсационные меры в отношении прутков для армирования железобетонных конструкций.
-- Получается, что защитных мер совсем немного. В других сферах мы уже полностью конкурентоспособны?
-- Их, конечно, не так много, как применяется против нас. И не так много, как, например, в США или Европе. Но законодательство в этой сфере достаточно новое. Первый закон был принят в 1998 году. Так что практика пока накапливается.
Кроме того, не все сектора экономики готовы к тому, чтобы пройти через предусмотренную законом процедуру. От них требуются достаточно большие усилия, чтобы доказать тот ущерб, который им наносится. Но зачастую российские производители ограничиваются отправлением нам письма на одной странице, очень эмоционального, но без необходимой для нас информации.
Впрочем, с начала этого года мы открываем уже четвертое расследование -- в отношении асинхронных электродвигателей, белого сахара, стальных труб из Украины. В ближайшее время будет объявлено о начале расследования в отношении электроламп. Главная цель -- позволить отечественным производителям стать конкурентоспособными по сравнению с западными. По закону такие меры могут вводиться на срок до четырех лет.
-- А сколько мер действует против нас?
-- Мы недавно подсчитали, что Россия на втором месте после Китая по числу мер, которые применяются против наших товаров. В первую очередь это металлургия, продукция химической промышленности. Ситуация усугубляется тем, что мы не члены ВТО и не можем отстаивать свою позицию на этой трибуне. К сожалению, очень активны наши ближайшие соседи. Первое место по количеству введенных против нас мер держит Евросоюз, второе -- Белоруссия, третье -- США.
-- С одной стороны, мы строим Единое экономическое пространство, а с другой -- вводим друг против друга такое количество мер?
-- Проблема в том, что в наследство от Советского Союза нам досталась одинаковая по структуре экономика. А Россия по определению самый большой рынок. При этом Россия была в наименее выгодном положении, так как все завершающие производства находились в союзных республиках. Но в целом наше производство очень схоже. И иногда, к сожалению, наши соседи начинают стимулировать свое производство мерами, мягко говоря, запрещенными правилами ВТО.
Один из типичных примеров -- действующая в России компенсационная пошлина в отношении прутков. Она была введена после того, как в горно-металлургическом комплексе Украины начался так называемый экономический эксперимент. Он заключался в предоставлении существенных льгот по налогу на прибыль, НДС, по амортизационным отчислениям. Понятно, что за счет этих льгот украинская продукция оказывалась существенно дешевле российской.
-- А как эти проблемы будут решаться в рамках Единого экономического пространства?
-- В идеале такие меры применяться не будут. Мы строим единый рынок, направленный вовне. Вместе мы будем гораздо более сильны. Но этому предшествуют равные условия экономики, гармонизированное законодательство и четкое разделение труда в рамках ЕЭП. Необходимо добиться того, чтобы товары, производимые в разных странах, взаимно не конкурировали. То есть государство не должно будет стимулировать развитие отрасли для того, чтобы поставлять эту продукцию на рынок другого члена ЕЭП. Одной из целей построения ЕЭП является снятие всех этих ограничений. Увы, сейчас мы можем нанести такой ущерб нашей промышленности, что вынуждены ее защищать. Но это временная мера.
-- То есть защитные меры продержатся всего год или два?
-- Это может окончиться даже быстрее. Потому что если стимулируется отрасль, которая заведомо направлена на экспорт в определенную страну, меры будут вынужденно вводиться. Но если государство не будет вмешиваться, вопрос решится сам собой. Победит тот, у кого продукция лучше и дешевле.
Беседовала Вера СИТНИНА