|
|
N°111, 29 июня 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сербский путь в Брюссель
Победителю Борису Тадичу придется сотрудничать с Гаагским трибуналом
Победа на вчерашних президентских выборах в Сербии кандидата от Демократической партии Бориса Тадича совпала со знаменательным для всей Европы днем -- 90-й годовщиной убийства в Сараеве австрийского эрцгерцога Франца Фердинанда. Тогда несколько пуль, выпущенных сербским националистом Гаврилой Принципом, вызвали в европейской политике цепную реакцию, закончившуюся первой мировой войной. Победу демократа Тадича, встреченную приветствиями представителей почти всех стран ЕС и самого Хавьера Соланы, на Западе хотели бы считать окончательным освобождением Сербии от националистического демона, когда-то раздувшего в Европе мировой пожар.
Тадич выступает за сближение Сербии с ЕС и «евроатлантическую интеграцию», другими словами -- за вступление в НАТО. Его противник Томислав Николич, лидер Сербской радикальной партии и заместитель сидящего в заключении в Гааге главного сербского националиста Воислава Шешеля, за последние месяцы стал настоящим пугалом Европы -- против него вели кампанию почти все европейские СМИ. Однако Тадич выиграл с небольшим преимуществом: 53% голосов против 45% у Николича. И это при том, что в голосовании приняли участие только 48% от 6,53 млн избирателей. В демократическом государстве президент не может не принимать во внимание мнение столь значительного меньшинства. Николич подчеркнул этот факт, не став оспаривать результаты выборов: «Президент Сербии обязан сотрудничать со всеми гражданами, и все граждане должны быть перед ним равны».
Однако некоторым гражданам, если Тадич серьезно говорит об интеграции страны в ЕС, все же придется стать менее равными. Руководитель миссии Еврокомиссии в Сербии и Черногории Джеффри Барет сразу после выборов заявил, что главным условием для вступления Сербии и Черногории в ЕС является сотрудничество с Гаагским трибуналом. Между тем по Сербии еще ходят сотни людей, которых прокурор международного трибунала Карла дель Понте хотела бы видеть в Гааге.
Идея отправки в Гаагу героев войн 90-х годов не слишком популярна в Сербии. «Гаагский трибунал, по сути дела, работал на кампанию Николича», -- отметил наш источник в МИД РФ. Сербская республика в Боснии регулярно получает «урезанный» пакет экономической помощи с Запада за неспособность отправить в Гаагу своего бывшего лидера Радована Караджича. Осознать, что путь в Брюссель лежит через Гаагу, сербам по-прежнему непросто.
Кроме того, сербы недовольны своим экономическим положением. Они чувствуют себя обманутыми Европой, хотя и понимают, что другого пути, кроме как в ЕС, у них просто нет. Накануне выборов министр иностранных дел Вук Драшкович отметил, что Сербии никак не удается попасть в «белый список» государств шенгенской зоны -- безвизового режима с Западной Европой нет, а при поездках сербы испытывают куда большие затруднения, чем жители Болгарии и Румынии, не говоря уже о Венгрии. А ведь при Тито сербы гордились возможностью ездить на Запад, дававшей им множество преимуществ по сравнению с упомянутыми соседями.
На президентском посту Тадичу придется решать все эти проблемы вместе с премьер-министром Воиславом Коштуницей. Несмотря на то что формально Милошевича в октябре 2000 года сверг именно Коштуница, куда большим доверием Запада пользовался бывший начальник Тадича -- убитый более года назад премьер-министр Зоран Джинджич. Тем не менее тандем Тадича и Коштуницы имеет куда большие шансы снискать расположение брюссельских бюрократов, чем любое другое сочетание сегодняшних сербских политиков. А это для Сербии сегодня самое важное.
Дмитрий БАБИЧ, журнал Russia Profile, -- для газеты «Время новостей»