|
|
N°97, 07 июня 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Шарон переиграл свое правительство
Отправленные в отставку министры подались в бега
Вчера в Израиле опять бушевали страсти. Еще на днях казалось, что Ариэль Шарон обеспечил своему плану одностороннего отделения от палестинцев требуемое большинство голосов на заседании правительства, что было запланировано на вчерашний день. Ведь в пятницу он отправил в отставку двух возражавших против этого плана министров -- министра транспорта Авигдора Либермана ("Национальное единство") и министра туризма Бени Элона (Национальная религиозная партия МАФДАЛ).
Но уже утром в воскресенье стало ясно, что у Шарона далеко не все так замечательно. Согласно израильскому законодательству отставка министра вступает в силу спустя 48 часов после вручения ему уведомления об увольнении с должности. Пытаясь оттянуть этот момент по возможности на более долгий срок, Либерман и Элон в пятницу в буквальном смысле ударились в бега. Их местонахождение не было известно никому. И если первого из них все-таки отловили правительственные курьеры и заставили принять письмо, то второй оказался куда более грамотным конспиратором, сумев скрыться от них до воскресенья. Шарон, правда, дозвонился ему по телефону, но это согласно закону не в счет. "Откуда я знаю, Шарон это был или не Шарон? -- сказал Элон журналистам. -- Голос похож, но, может быть, со мной говорил пародист?.."
Поэтому начавшееся вчерашним утром заседание правительства вскоре было прервано: БАГАЦ (в переводе Высший суд справедливости, по сути -- Верховный суд Израиля) постановил сделать перерыв и принялся за рассмотрение иска, податели которого требовали обеспечить присутствие Либермана и Элона, поскольку "контрольный срок" на тот момент не миновал в обоих случаях. Около половины первого рассматривавший дело судья БАГАЦ Эдмонд Леви вынес вердикт: премьеру было рекомендовано отложить голосование на 48 часов, дабы правительство не принимало решений, уязвимых в процедурном отношении. Леви дал Шарону на размышление время до 14 часов.
Шарон ответил Леви своеобразно: ровно в 14 часов он все равно начал заседание. Впрочем, он был вынужден допустить на него Бени Элона, и силы сторонников и противников плана уравнялись: 11 "за", 11 "против". Эта расстановка продержалась недолго: узнав о том, что в обсуждаемом плане отсутствуют точные сроки, определяющие начало каждого из этапов отделения от палестинцев, министры от партии "Шинуй" (при этом они ярые сторонники плана) покинули зал заседаний и открыли в одной из соседних комнат заседание собственное, где решали, возвращаться или нет. Чуть позже в агентствах появились новые сообщения: сторонники плана из «Шинуя» добились указания, что проект отделения будет реализован не позднее 1 марта 2005 года.
Во второй половине дня 76-летний Ариэль Шарон одержал новую победу: его план был поддержан до этого сопротивлявшимися соратниками по партии «Ликуд»: министром финансов Биньямином Нетаньяху, иностранных дел Сильваном Шаломом (в среду он направится на переговоры в Египет) и министром образования, культуры и спорта г-жой Лимор Ливнат. Таким образом, Шарон получил перевес голосов: 14 против восьми, а если не считать выбывающего Бени Элона, то и вообще против семи.
При этом Шарон всегда держал при себе еще один козырь: в зависимости от хода заседания он всегда мог прервать заседание, подчинившись рекомендации БАГАЦ.
Тем временем Авигдор Либерман в качестве оппозиционера уже начал новые атаки на премьера. В распространенном им открытом письме указывается, что правление Шарона "сопровождается чередой серьезнейших ошибок", а план одностороннего отделения "угрожает самому существованию Государства Израиль". Выходец из Кишинева и один из лидеров "русской улицы", Либерман также пишет Шарону о том, что его партия "единственная, представляющая русскоязычных граждан Израиля": "Выгоняя ее из коалиции, Вы тем самым отправляете в оппозицию миллионную русскоязычную общину". Это, однако, не совсем так: с уходом Либермана русская община не остается без представителя в коалиции -- Натан Щаранский по-прежнему министр по делам диаспоры от правящей партии "Ликуд". Но если Шарон решит убрать из кабинета тех однопартийцев, которые выступают против плана, то бывшего советского диссидента Натана Щаранского, возможно, ждет судьба Элона и Либермана.
Михаил БОЛОТОВСКИЙ, Тель-Авив