|
|
N°89, 24 мая 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
За безопасность в СНГ ответит Армения
В Ереване займутся Центральной Азией
В СНГ завтра появится еще один начальник. На саммите стран -- участниц Договора о коллективной безопасности (ДКБ) Содружества в Ереване будет учрежден пост председателя Совета коллективной безопасности. В ближайшие полгода, до следующего саммита, им станет президент Армении Роберт Кочарян.
Членами ДКБ на сегодня являются Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. Когда-то этот договор назывался «ташкентским» -- он был подписан 9 лет назад, 15 мая 1992 г. в узбекской столице. Но два года назад Узбекистан вместе с Грузией и Азербайджаном, разочарованные неспособностью системы ДКБ урегулировать конфликты на территории Содружества, а также претензиями Москвы представлять от их имени единую позицию СНГ по ряду международных проблем, отказались пролонгировать свое участие в ДКБ.
Но времена изменились -- в Кремле стремятся быть деликатными в отношениях с обидчивыми партнерами. Новая тактика Москвы в плоскости военного сотрудничества с СНГ состоит в следующем: не навязываться со своей помощью, а ждать конкретных обращений.
Уже в 1999 г., когда ДКБ перестал быть «ташкентским», в Центральной Азии запахло жареным. Боевики Исламского движения Узбекистана (ИДУ) начали свое первое вторжение на территории Киргизии и Узбекистана. В 2000 г. сценарий повторился. Ждут новой военной кампании там и этим летом, особенно часто говорят об этом власти Киргизии. Нынешней весной с новой силой заполыхала война в Афганистане. Руководство Таджикистана -- страны, ставшей тылом одной из воюющих там сторон, Северного альянса, -- не без оснований опасается, что война «на плечах» лидера северян Масуда может перекинуться через таджикско-афганскую границу.
Так снова оказался востребован Договор о коллективной безопасности. Год назад в Бишкеке, на первом саммите СНГ (раньше они не собирались) было принято решение о развертывании коллективных сил быстрого реагирования (КСБР) на трех направлениях: западном (с участием вооруженных сил России и Белоруссии), южном (Россия--Армения) и центрально-азиатском (Россия--Казахстан--Киргизия--Таджикистан).
В первую очередь силы будут создаваться в регионе Центральной Азии. Обозначен срок -- к 1 августа нынешнего года. Поставлена задача: «быстро реагировать» на возникающую угрозу вылазок бандформирований. В Ереване завтра будут подписаны три документа в развитие прошлогоднего решения -- положение о КСБР, положение об органах управления КСБР и протокол о составе и дислокации национальных формирований КСБР. Исполнительный орган управления будет расположен поближе к «передовой», в Бишкеке. Там же предполагается и размещение антитеррористического центра СНГ.
Россия будет представлена в КСБР в основном расквартированной в Таджикистане 201-й дивизией. Силы не будут иметь общего и единого для всех национальных подразделений места постоянной дислокации и в случае необходимости должны быть переброшены из своих республик к «театру боевых действий». Осенью этого года намечено провести первые командно-штабные учения КСБР.
Пока не решен один из основных вопросов -- кто и как будет платить за создание сил быстрого реагирования. Предложения на этот счет только надлежит подготовить министрам обороны шестерки стран ДКБ.
Аркадий ДУБНОВ