|
|
N°96, 04 июня 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Раздвоение публичности
Миллер договорился с Вексельбергом, а Ананенков не видит выгоды от вхождения в Ковыктинский проект
Последняя неделя заставляет всерьез сомневаться в идиллии, которая, если верить последним интервью председателя правления «Газпрома» Алексея Миллера, воцарилась в его команде. Уже второй раз за неделю заявления топ-менеджеров компании идут вразрез с последующими официальными сообщениями, которые распространяет управление «Газпрома» по работе со СМИ. Причем противоречия не «технические», а вполне даже стратегические, затрагивающие важные вопросы деятельности газового концерна.
Не успел отгреметь скандал, связанный с заявлениями члена правления по стратегическому развитию Влады Русаковой относительно возможности покупки «Газпромом» активов ЮКОСа, после чего «Газпрому» пришлось оправдываться официальным пресс-релизом, что речь идет лишь о личной позиция топ-менеджера, как зампред правления Александр Ананенков в пух и прах разгромил перед журналистами и инвестиционными аналитиками ковыктинский проект ТНК-ВР. А через несколько часов «Газпром» распространил пресс-релиз о встрече председателя правления Алексея Миллера с управляющим директором по производству и технологиям ТНК-ВР Виктором Вексельбергом, на которой были достигнуты принципиальные договоренности по совместной работе над проектом.
Г-н Ананенков, докладывавший журналистам о перспективах работы «Газпрома» в Восточной Сибири, сделал ряд чрезвычайно жестких заявлений в адрес ТНК-ВР. «Газпром» сейчас не видит выгоды во вхождении в Ковыктинский проект, сообщил он. Во-первых, потому что у монополиста есть серьезные сомнения в легитимности получения компанией лицензии на разработку месторождения. Хотя у Минприроды сейчас таких сомнений нет, о чем в ведомстве Юрия Трутнева неоднократно заявляли. Во-вторых, по его словам, технико-экономическое обоснование (ТЭО) проекта, подготовленное его участниками, содержит серьезные внутренние противоречия. А именно, что они (ТНК-ВР, китайская CNPC и корейская KOGAS) так и не договорились по цене поставок газа. «Поэтому назвать ТЭО этот документ невозможно», -- отметил зампред правления. Кроме того, «Газпром» не устраивает ориентация проекта на экспорт, отсутствие планов по извлечению гелия, а также экологические проблемы прокладки экспортной трубы. И вообще в существующем виде Ковыктинский проект противоречит государственным интересам.
Ранее «Газпром» заявлял о намерении добиться переориентации проекта с внешнего рынка на внутренний, а поскольку в российской Восточной Сибири спроса на 34 млрд кубометров в год (такова проектная мощность добычи на Ковыкте) еще долго не будет, предлагал строить трубу до существующей ЕСГ и продавать иркутский газ в центральной части России.
Однако вскоре выяснилось, что «концепция изменилась». Более того, примерно в одно время с публичными выступлениями г-на Ананенкова Алексей Миллер договаривался с г-ном Вексельбергом о сотрудничестве на Ковыкте. Как сообщила пресс-служба «Газпрома», «в ходе встречи достигнута договоренность о необходимости использования единого экспортного канала при организации поставок газа Восточной Сибири в страны Азиатско-Тихоокеанского региона». И хотя это соответствует желанию газового концерна сохранить свою экспортную монополию и на восточном направлении (которое имеет поддержку в руководстве страны) и можно считать, что ТНК-ВР пошла на уступки в данном вопросе, данная информация отчетливо свидетельствует о несколько изменившихся намерениях «Газпрома» в отношении Ковыкты и взаимодействии с ТНК-ВР. Более того, как утверждается в пресс-релизе, г-н Вексельберг «подчеркнул, что переговоры по условиям поставок на экспорт, которые включают в себя объемы, сроки и формулу цены, должно вести ООО «Газэкспорт» -- дочернее предприятие ОАО «Газпром» (из чего явно вытекает, что «Газпром» теперь в принципе не против продажи газа с этого месторождения на зарубежные рынки). Правда, как уточнил газете «Время новостей» Виктор Вексельберг, речь идет о том, что переговоры с зарубежными покупателями газа Ковыкты будут вестись совместно с "Газэкспортом". В «Газэкспорте» вчера эту информацию не комментировали.
Между тем в «Газпроме» заявили, что противоречий между позицией г-на Ананенкова и вышедшим в пресс-релизе заявлением нет, поскольку речь идет не о ковыктинском газе, а о восточносибирском в целом. И настаивают на том, что «Газэкспорт» будет вести переговоры единолично без привязки к конкретному месторождению.
Кроме Виктора Вексельберга Алексей Миллер вчера принял двух иностранных собеседников -- президента норвежской компании Hydro Эйвинда Рейтена и вице-председателя Citigroup Стэнли Фишера. С президентом норвежской компании (бывшая Norsk Hydro) он обсудил Штокмановский проект. В частности, речь шла о предложениях норвежцев по снижению затрат на первоначальном этапе освоения подобных проектов. Как отметил г-н Миллер, эта компания может стать одним из важнейших партнеров в проекте освоения Штокмановского месторождения с учетом имеющихся уникальных технологических возможностей и реальной практики транспорта газа с морских месторождений и добычи на шельфе. Стороны достигли договоренности о создании рабочей группы для проработки условий возможного участия компании Hydro в проекте освоения Штокмановского месторождения. А с топ-менеджером крупной банковской группы глава «Газпрома» поговорил о перспективах совместной работы в области организации финансирования проектов «Газпрома».
Алексей ГРИВАЧ