Резидент не «коррумпировал» президента Казахстана. Он «работал» с ним
Вчера в суде Южного федерального округа Нью-Йорка под председательством судьи Уильяма Поули-третьего закончилось последнее предсудебное заседание по делу номер S103Cr404(WHP), более известному как «США против Джеймса Гиффена» или "казахгейт". Американский суд завершил предварительную стадию рассмотрения скандала вокруг нарушения гражданином США адвокатом Гиффеном американского закона «О борьбе с коррупцией за рубежом».
Дело приобрело широкую известность благодаря тому, что в нем фигурируют имена высших руководителей Казахстана -- президента Нурсултана Назарбаева и экс-премьера Нурлана Балгимбаева. Согласно материалам дела (в нем около миллиона страниц текста), на заграничные счета лидеров Казахстана поступали от г-на Гиффена «незаконные выплаты». Эти «отмытые», как сказано в обвинительном заключении, средства в сумме 78 млн долл. суть «комиссионные», которые выплатили американские нефтяные компании за предоставленное им право участвовать в освоении казахстанских нефтяных месторождений.
С 1999 года, когда о «казахгейте» заговорили сначала в прессе, а затем и в органах юстиции США, в Казахстане на эту тему наложено строжайшее табу. Но поскольку накануне суда отрицать очевидное уже невозможно, Нурсултан Назарбаев 14 мая решился объясниться с соотечественниками. Однако
сделал он это настолько неубедительно, что его ответы не столько разъяснили ситуацию, сколько еще больше ее запутали.
1 июня депутат парламента Казахстана Толен Тохтасынов выступил с депутатским запросом к премьер-министру Даниалу Ахметову. Ссылаясь на слова президента страны о том, что «генпрокуратура и правительство очень подробно докладывали об этих вещах (о «казахгейте». --
Ред.) парламенту», г-н Тохтасынов попросил уточнить, «когда и кому в парламенте правительство очень подробно докладывало по делу Д. Гиффена». Что ответил на этот запрос г-н Ахметов, нам неизвестно...
Астана постоянно утверждала, что казахстанское руководство не имеет отношения к расследуемому в США уголовному делу -- судят, мол, американского гражданина. Но продолжать эту бессмысленную риторику стало невозможно после того, как суд в Нью-Йорке по просьбе адвокатов г-на Гиффена рассекретил имена основных получателей взяток, которые он давал, -- то есть Назарбаева и Балгимбаева.
Защите г-на Гиффена это понадобилось, чтобы доказать, что их клиент вовсе «не коррумпировал иностранное должностное лицо», что является нарушением закона. Оказывается, г-н Гиффен «работал» с президентом Казахстана согласно полученным от руководства спецслужб США директивам. Другими словами, он действовал как резидент американской разведки, вербуя главу иностранного государства. Неподцензурная казахстанская пресса уже назвала это историей про «резидента и президента».
На вчерашнем предсудебном заседании в Нью-Йорке рассматривался единственный вопрос: ходатайство защиты г-на Гиффена о снятии с него обвинения в коррумпировании руководства Казахстана. Тогда главным обвинением против него станут налоговые преступления -- Джеймс Гиффен не только платил другим, кое-что он оставлял себе. Это «кое-что» в размере 60 млн долл. адвокат и советник президента Казахстана скрыл от налоговых органов США. Но американские прокуроры считают, что суд не согласится с доводами защиты. И тогда окажется, что рассекречивание имен президента и экс-премьера Казахстана было напрасным и преждевременным.
Другая забота адвокатов Гиффена -- выяснить заранее, кто будет свидетелем обвинения на процессе, который начнется не раньше сентября нынешнего года. Особенно их интересуют имена зарубежных свидетелей, и не окажутся ли среди них казахстанские граждане. Главное -- будет ли давать свидетельские показания экс-премьер страны Акежан Кажегельдин, которого Астана считает злым демоном «казахгейта».
Пожалуй, в этом есть доля правды. Именно попытка казахстанских властей найти за границей в 1999 году «несметные миллионы», принадлежащие опальному экс-премьеру и лидеру оппозиции, обернулась трагическим для Астаны конфузом. Кажегельдинские сокровища не обнаружили, зато всплыли тайные счета Назарбаева и Балгимбаева.
Как раз в те дни, когда в Нью-Йорке шли предсудебные прения по «не имеющему отношения к Казахстану» «казахгейту», в США с неофициальным визитом совершенно случайно вылетел глава МИД Казахстана Касымжомарт Токаев. У министра, как оказалось, презентация его новой и, видимо, очень своевременной книги.