Время новостей
     N°88, 23 мая 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  23.05.2001
Галстук или удавка
«Умные санкции» затянут петлю на шее Саддама
Спор вокруг санкций против Ирака, который ведется уже десять лет, вступил в острую фазу. Разногласия между постоянными членами Совета Безопасности ООН особенно остро проявились вчера, на закрытом обсуждении судьбы гуманитарной программы «Нефть в обмен на продовольствие», действующей в рамках международных санкций против Багдада. Британия и США предлагают ввести «умные» санкции -- усовершенствовать гуманитарную программу так, чтобы сделать невыносимой жизнь иракской верхушки и облегчить страдания народа. Однако Россия уверена, что этот план лишь «усложняет ситуацию». Москва против того, чтобы в резолюции СБ ООН появились формулировки, лишающие Багдад надежды на снятие санкций. Ирак, надеясь на помощь Москвы, настаивает на полной отмене санкций. Эту позицию поддерживают некоторые российские бизнесмены и депутаты, которые требуют от правительства выйти из режима санкций в одностороннем порядке или наложить вето на их продление при голосовании в СБ ООН. Дипломаты объясняют, что вето -- вещь серьезная. Санкции введены после агрессии Ирака против Кувейта в 1990 году, и с тех пор «вето» не случалось ни разу. России нужно, чтобы «все члены СБ ООН договорились и чтобы Ирак был доволен тоже». Однако опыт показывает: удовлетворить всех невозможно, а споры по Ираку в ООН не раз оборачивались вооруженными кризисами в Персидском заливе.

Торопятся сейчас все: 4 июня завершается очередная полугодичная фаза программы «Нефть в обмен на продовольствие». Каждая фаза характеризуется нововведениями в режиме санкций, но на этот раз американцы придумали нечто особенное. Они обещают упростить ввоз в Ирак гуманитарных товаров, разрешить воздушное сообщение с ним (оно прервано де-факто, без запретов ООН). В то же время, планируя свергнуть режим Саддама, Вашингтон готовит «сюрприз»: ужесточение контроля над финансовыми счетами иракских лидеров за рубежом и над экспортом иракской нефти для предотвращения ее контрабанды. Крупные инвестиции в Ираке будут невозможны. А вынужденные отчисления Багдада в пользу ООН вновь повысятся с 25 до 30% от общей годовой суммы (почти 20 млрд долл.) иракских нефтяных доходов.

По мнению наших дипломатов, «перечень товаров, запрещенных к ввозу в Ирак, будет расширен под предлогом препятствования вооружению этой страны». Более 3 млрд долл. -- сумма контрактов по поставкам в Ирак, замороженных сейчас ООН. «В основе американского подхода -- затягивание петли санкций для смены иракского режима. На деле санкции станут суровее, хотя выглядеть это будет как облегчение гуманитарной ситуации», -- говорят в МИД России.

«Умные» санкции бьют по интересам российского бизнеса в Ираке. «В прошлом году товарооборот между нами составил полтора миллиарда долларов, в этом будет больше. Это, не считая лидирующего участия наших компаний в экспорте иракской нефти по программе ООН «Нефть в обмен на продовольствие»», -- сообщил нашей газете посол России в Ираке Александр Шеин. Для большинства россиян прибыли перевешивают такие «минусы» от снятия эмбарго, как ужесточение конкуренции и падение мировых цен из-за увеличения иракского экспорта нефти.

Планы США невозможно осуществить без соседей Ирака, через территории которых экспортируется его нефть. Намереваясь поставить границы Ирака под плотный контроль ООН, американцы призывают к сотрудничеству Турцию, Иорданию, Сирию, ОАЭ и даже Иран. Поскольку Иордания и Турция дрогнули под натиском, вице-премьер Ирака Тарик Азиз пригрозил им прекратить нефтяные поставки, что означает убытки для Аммана (получающего эту нефть в два раза дешевле) и Анкары.

Кнут иракцы подсластили пряником проектов, заманчивых как для иорданцев и турок, так и для россиян. «Это строительство газопровода на Турцию и поиски месторождений нефти в Западной пустыне у границ Иордании. Подводятся итоги тендера на оказание консультационных услуг по строительству нефтепровода от иракского города Самадия до иорданского завода по переработке нефти в Закре (пока нефть в Иорданию вывозится цистернами. -- Ред.). Россияне к этому проявляют большой интерес. Важный проект, в котором рассчитываем участвовать и мы, -- строительство трубопровода из Ирака до границы с Сирией, а там до сирийского порта Баниас», -- пояснил газете «Время новостей» представитель компании «Стройтрансгаз» в Багдаде Михаил Гриненко.

Больше всего Вашингтон беспокоят сирийцы, их трубопровод способен пропускать половину нынешнего иракского экспорта и может стать большой прорехой в режиме санкций. В интервью вашему корреспонденту министр нефти и природных ресурсов Сирии Мухаммад Магер Джамаль едва ли не впервые обнародовал параметры нефтепровода: «Поскольку старая ветка уже не подлежит ремонту, то от нашего порта Баниас до иракской границы мы протянем новый трубопровод длиной более 600 км и пропускной мощностью в 1 млн 400 тыс. баррелей нефти ежедневно. Стоимость проекта -- под миллиард долларов. В тендере примут участие российские компании, имеющие хорошие шансы». Для обсуждения проекта в Багдад приехал сирийский премьер Мухаммад Миро. США же настойчиво, но безуспешно рекомендуют сирийскому руководству поговорить насчет санкций с помощником американского госсекретаря по делам Ближнего Востока Эдвардом Уокером. Вокруг иракской проблемы уже ломаются копья, и многих волнует: что скажет Москва.

Елена СУПОНИНА, Багдад--Москва