|
|
N°96, 04 июня 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дива -- детям
Мария Гулегина спела в Москве
Владимир Спиваков завершил свой первый сезон с недавно созданным для него Национальным филармоническим оркестром России. Скандалы, сопровождавшие появление оркестра на свет, забылись. Заметен оркестровый рост -- НФОРом в течение сезона управляли и Владимир Спиваков, и приглашенные дирижеры во главе с Джеймсом Конлоном. На постоянной основе трудилась восходящая дирижерская звезда Теодор Курензис.
За этот сезон Спиваков и НФОР успели выступить с мировыми знаменитостями в качестве солистов -- Джесси Норман и Пласидо Доминго.
То, что сезон венчала прима «Метрополитен-Опера», «Ла Скала» и прочих престижных сцен сопрано Мария Гулегина, эффектно и закономерно.
Другая закономерность была заметна в выборе солистов-инструменталистов. В первую очередь на авансцене перед НФОРом появлялись не величественные представители высокого искусства, а молодые амбициозные люди, рыхлящие тяжелый музыкальный рынок. Вот и в этом концерте в первой части солировала юная японская скрипачка Майю Кишима -- на вид совсем ребенок, ученица предводителя современной скрипичной школы и профессора нескольких европейских консерваторий Захара Брона, обладательница серьезных, потогонных ангажементов.
Концерт был из разряда торжественных -- он посвящался 50-летию вступления России в ЮНЕСКО и Международному дню защиты детей, был организован некоммерческим благотворительным фондом с нескромным названием «Мир искусства» как часть акции «Звезды мира -- детям» и представлял публике Всемирный детский хор ЮНЕСКО, радовал подарками для детей-слушателей и томил послушно-заинтересованную публику длинными речами. Говорили министр иностранных дел России Сергей Лавров, актер Алексей Баталов. Президент фонда «Мир искусства» Владислав Тетерин выступил оригинальнее всех, предвосхитив события собственными оценками еще не сыгранной музыки. «Почти совершенство», -- сказал он о концерте Брамса в исполнении Майю Кишимы. Так что публике оставалось сравнивать интерпретацию с ее анонсом.
Юная скрипачка звучала не по-детски сурово, не допуская размягчения ткани и интонационной грязи. В облике и манерах девушки сочетались своенравие и послушание, скука и интерес. В звучании было много Брона, вундеркиндства и странной исступленности. Стиль новой восходящей звезды оказался лишенным приторности, что удивило публику.
Второе отделение было посвящено первому полноценному появлению Марии Гулегиной в России за последние 15 лет. В рамках отделения она спела почти столько же, сколько иные вокальные звезды предлагают за концерт. Крупный специалист по тяжелым вокальным партиям, сильноголосая дива, которой, кажется, первой не понадобилась подзвучка на сцене Дома музыки, начала с вердиевской Эльвиры (речитатив, ария и кабалетта из первого действия «Эрнани»), потом благосклонно улыбалась старательному оркестру и восхищенному дирижеру, потом убаюкала полнокровной и весомой версией знаменитой арии Нормы из первого действия оперы Беллини, перешла к драматичной, богатой на нюансы эмоциональности и звука Леоноре («Силы судьбы» Верди) и завершила основную часть программы шикарным исступлением безумицы Леди Макбет («Макбет» Верди, сцена письма, ария и кабалетта). Концерт шел по нарастающей. Отведя хитовость оперных арий на второй план, Гулегина настаивала на оперном драматизме традиционного и самого высокого толка. Кульминацию она оставила на бис -- волшебный шлягер, ария пуччиниевской Тоски не только выразительно рассказала о Гулегиной в фирменной партии, но и проняла до слез, полностью искупив некоторые огрехи выступления.
Финал сезона полностью бы удался, если бы не те самые речи, которые уже, признаться, измучили постоянных посетителей московских музыкальных вечеров. Их грузность, официозная парадность и бессодержательность отмечается, но оставляется за скобками профессиональными наблюдателями и публикой. Послушное любопытство аудитории так заметно и удивительно, что приходится предположить: заполняя концертные залы, аудитория готова не только смиренно терпеть нагрузку, но даже и радоваться при виде актеров, разного рода президентов, чиновников государства и церкви. Если так, удивительно, как ее еще хватает потом на музыку.
Юлия БЕДЕРОВА