|
|
N°88, 23 мая 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Шаймиев открыл эру авиализинга
Вчера Казанское авиационное производственное объединение (КАПО) передало заказчику первый самолет Ту-214. Таким образом, в России впервые была практически реализована схема лизинга отечественной авиатехники. Авиакомпания «Дальавиа» получила Ту-214 от Финансовой лизинговой компании (ФЛК), организованной банком «Зенит» и компанией «Татнефть» при поддержке администрации Татарии и Хабаровского края (где базируется «Дальавиа»).
Как сообщил газете «Время новостей» председатель правления банка «Зенит» Алексей Соколов, ФЛК мобилизовала для лизингового проекта 16 млн долл. (в рублевом эквиваленте), из которых 6 млн выделил Хабаровский край, а 10 млн -- Татария. Примерно такую же сумму вложило в проект КАПО в виде недостроенных фюзеляжей Ту-214 и работ по их достройке. ФЛК оплатила закупку двигателей ПС-90 на Пермском моторном заводе. В результате удалось поставить на крыло два лайнера Ту-214, первый из которых «Дальавиа» приняло вчера, а второй должен отправиться в Хабаровск в июне.
Президент Татарии Минтимер Шаймиев заявил вчера: «Это событие я считаю началом новой жизни для коллектива завода и для отрасли». Но даже в этот торжественный день он не смог обойти вниманием опасность, угрожающую отечественному авиапрому из-за границы. Шаймиев раскритиковал некие неназванные им по имени «крупные авиакомпании с государственным участием», которые отдают предпочтение западной авиатехнике. «Нет политической воли в стране, чтобы сказать, что надо летать на своих самолетах», -- посетовал он. Патриотическую озабоченность Шаймиева разделили первый замгендиректора «Росавиакосмоса» Валерий Воскобойников («Надвигается экспансия западных производителей в наше небо. Мы должны держать удар») и глава Государственной службы гражданской авиации Александр Нерадько («Мы вместе с вами будем отстаивать интересы нашей авиации»).
Газете «Время новостей» г-н Нерадько сказал, что уже в этом году федеральный бюджет скорее всего выделит деньги на приобретение Ту-214 для государственной транспортной компании «Россия». Главный конструктор Ту-214 Юрий Воробьев заявил, что в этом году КАПО готово выпустить четыре Ту-214, в следующем -- семь, а в 2003-м -- даже двенадцать. Каталожная цена Ту-214 составляет 25 млн долл., но, как следует из цифр, приведенных главой банка «Зенит» Алексеем Соколовым, вчерашний самолет обошелся «Дальавиа» гораздо дешевле. До определенного момента завод сможет минимизировать себестоимость новых машин, пуская в дело «домашние заготовки» -- Ту-214, недостроенные в предыдущие годы. Таких машин в разных стадиях готовности на заводе осталось 10--11 штук, и запас иссякнет уже в следующем году, если темпы строительства окажутся такими, как сказал Воронин. Потом новые самолеты придется начинать с нуля, и это потянет их стоимость вверх. Тем не менее Алексей Соколов считает, что как только КАПО продаст 4--6 самолетов, у дверей завода выстроится очередь из банков, желающих его кредитовать.
Соглашение с «Дальавиа» предусматривает передачу ему двух самолетов в финансовый лизинг на 8 лет. Г-н Соколов отказался точно назвать лизинговую ставку по этому соглашению, но сказал, что она меньше 20%. Такую невысокую по российским меркам ставку он объяснил использованием относительно дешевых государственных денег. «Зенит» почти не вкладывал в проект собственных средств, а лишь разработал финансовую схему и контролировал ее воплощение. Г-н Нерадько сказал, что еще несколько российских областей рассматривают возможность прокредитовать приобретение Ту-214 для своих региональных авиакомпаний.
Михаил КУКУШКИН, Казань