|
|
N°95, 03 июня 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
D-Day
60 лет со дня открытия второго фронта
В воскресенье, 6 июня, Запад будет отмечать 60-летие самой знаменитой военной операции союзников во второй мировой войне. В 1944 году в этот день началась высадка американских, британских и канадских войск в Нормандии -- антигитлеровская коалиция открыла второй фронт. Для союзников эта дата, пожалуй, второе по важности событие войны после V-Day, Дня Победы, отмечаемого там 8 мая. 6 июня во всем мире чаще всего называется очень похожим сокращением -- D-Day, хотя нам, заканчивавшим русские школы, это название вряд ли знакомо. В учебниках и высадка в Нормандии поминалась двумя предложениями. Что и понятно -- чужая, в общем-то, свадьба, да еще и поздняя. Наша страна к тому времени уже три года отбивалась от фашистов, потеряла половину своей европейской территории и еще не успела даже выбить рейх за довоенные границы. Но тем не менее в истории второй мировой десант союзников свое почетное место занял.
Второго фронта Москва требовала от союзников с 1942 года, но вторгаться на континент англичане и американцы не спешили. Во-первых, тогда они были просто не готовы к полномасштабной войне в Европе. Во-вторых, и без второго фронта забот хватало: шла война с гитлеровскими армиями Роммеля в Северной Африке, американцы тягались с Японией за контроль над Тихим океаном, англичане после начала авианалетов на Британию боролись с люфтваффе за превосходство в воздухе. В 1943 году союзники начали операцию на Сицилии, и высадка во Франции опять была отложена. Лишь на Тегеранской конференции в конце 1943 года Черчилль и Рузвельт пообещали Сталину открыть второй фронт -- самое позднее в мае 1944-го. В обмен на это Москва пообещала начать атаку на восточном фронте и вступить в войну с Японией после разгрома Гитлера.
Тем не менее D-Day, с которого началась операция «Оверлорд», случился только в июне: союзники намеревались начать высадку лишь тогда, когда будет достигнута максимальная готовность. Передовые части должны были высадиться с моря на побережье Франции и захватить плацдарм, куда потом можно было бы перебросить остальные войска и службы обеспечения. При этом требовалось создать превосходство в «живой силе и технике», обмануть противника, преодолеть защитные укрепления и быстро захватить как минимум один порт. Ситуация осложнялась тем, что намерения союзников рано или поздно начать войну на континенте для Берлина секретом не были, и гитлеровцы создали во Фландрии и Франции мощнейший укрепрайон. Берег был превращен в крепость, подходы заминированы и защищены надолбами от танковой атаки. Однако войск для надежной защиты всей линии обороны у рейха не хватало, да и самые боеспособные части были переброшены на восток, где с июня 1944 шла операция «Багратион» -- советские войска с тяжелыми боями выбивали фашистов из Белоруссии. В результате отборные соединения союзников, высадившись в Нормандии, часто сталкивались с «резервными» гитлеровскими частями, состоявшими, к примеру, из недавно призванных юнцов.
Обмануть Роммеля и Рундштедта, командовавших обороной западных рубежей рейха, удалось. Нацисты ожидали, что главный удар будет нанесен в районе Па-де-Кале, там, где пролив между Британией и континентом максимально сужается. Но десант был высажен южнее, в Нормандии, на участке между полуостровом Котантен и Канном. Время высадки тоже удалось сохранить в тайне: 6 июня фельдмаршал Роммель собирался провести не в войсках, а дома в Германии -- праздновать день рождения жены. Впрочем, справедливости ради нужно отметить, что буквально накануне командующий группировкой союзников американский генерал Эйзенхауер еще не был уверен, что ему удастся начать «Оверлорд». Синоптики давали плохой прогноз, а для поддержки десанта с воздуха требовалась хорошая погода. Вдобавок десантным судам нужен был прилив, чтобы высадить солдат ближе к берегу. Окончательное решение о высадке крупнейшего за всю войну 156-тысячного десанта было принято всего за сутки до начала операции.
Весной южная часть Англии была превращена в военный лагерь, куда были переброшены сотни тысяч солдат, 11 590 самолетов и почти 13 тысяч кораблей. Большая часть морской армады была предназначена для переброски десанта, более того, из старых торговых судов, буксиров и кессонов были составлены две искусственные гавани. Они должны были причалить к захваченным плацдармам и ускорить переброску дополнительных войск. В ночь на 6 июня корабли союзников начали артобстрел береговых укреплений. Кроме того, немецкие позиции подверглись атаке с воздуха. Считается, что именно массированная поддержка корабельной артиллерии и бомбардировщиков обеспечила успех операции. Если численность наземных войск рейха в районе плацдарма и десанта была сопоставима, то в воздухе и на море союзники имели многократное преимущество. В 6 часов 30 минут утра на пяти участках началась высадка войск.
К вечеру на большинстве плацдармов десанту удалось захватить первую линию обороны и продвинуться на несколько миль от берега. Внезапность сработала на все сто: хотя не все прошло гладко и не всем частям удалось высадиться, войска союзников успешно разминировали проходы, окопались и заняли начальный плацдарм. Вечером того же дня к Нормандии отправились плавучие гавани: уже к 17 июня были созданы условия для регулярного подхода подкреплений. Считается, что именно после того, как немцам в течение суток после D-Day не удалось сбросить десант в море, успех операции был в принципе предрешен. За пять дней, к 11 июня, в Нормандии высадилось 326 тысяч солдат и 54 тысячи танков, бронетранспортеров и автомобилей. 24 июня был окружен портовый город Шербур, 8 июля союзники взяли Канн. В августе началось наступление на Париж, и 25 августа столица Франции была освобождена.
Общие потери союзников во время первого десантирования 6 июня оцениваются в 10 тысяч убитых и раненых, при этом как минимум две с половиной тысячи солдат и офицеров погибли. Как ни цинично это звучит, но можно сказать, что благодаря отличной подготовке и фактору неожиданности командованию союзников удалось провести крупнейшую десантную операцию сравнительно «малой кровью» и избежать большой мясорубки. Самые ожесточенные бои шли на плацдарме «Омаха», где американский десант напоролся на особо мощную оборонительную линию гитлеровцев. Там армия США потеряла около двух тысяч человек, тогда как на сравнимом по размерам участке «Юта» общее число погибших, раненых, пленных и пропавших без вести американцев не превысило 200 человек. Британские войска, наступавшие на трех плацдармах, за D-Day потеряли 2700 человек, канадцы -- около 950 солдат и офицеров. Большая часть погибших и раненых приходится на парашютные части, выброшенные в нескольких милях от места высадки морского десанта. Потери немецких войск, защищавших нормандские укрепления, точно подсчитать невозможно, приводимые цифры колеблются от четырех до девяти тысяч человек.
Владимир ДЗАГУТО