|
|
N°95, 03 июня 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Демократии достаточно
Закон о референдуме прошел первое чтение
Госдума приняла вчера в первом чтении президентский закон «О референдуме», рождение которого стало одним из главных событий политической жизни последних двух недель. Несмотря на то что последние двенадцать лет референдумы в России не проводились, власть решила в срочном порядке ужесточить закон.
Оппозиция встретила инициативу дружным негодованием. Вчера в 9.40 активисты КПРФ и «Яблока» провели пикет у здания Госдумы. В словах выступавших депутатов и партийных руководителей настойчиво повторялся мотив: президентский закон призван лишить граждан права на волеизъявление, что приведет к дальнейшему усилению авторитарного режима и свертыванию демократии.
Новая редакция закона загоняет референдум в такие жесткие рамки, что провести его по силам будет только власти. Если по действующему закону инициировать референдум могла инициативная группа из 100 человек, то теперь минимальное количество инициаторов увеличено до 4,5 тыс. Группа должна объединить в себе подгруппы размером в 100 человек в половине субъектов федерации. Все региональные инициаторы, разумеется, должны быть гражданами России и постоянно проживать на территории своего субъекта. В течение двух месяцев члены подгрупп должны успеть собраться и обсудить вопрос референдума, после чего начинается сбор подписей в поддержку инициативы, коих необходимо два миллиона. Все подписи должны быть заверены у нотариуса. На сбор подписей закон отводит 45 дней.
Исключается институт так называемого консультативного референдума, когда власть проводит его с целью посоветоваться с народом по какому-либо вопросу. По новому закону все решения референдума обязаны строго выполняться. Закон также устанавливает перечень вопросов, которые не могут выноситься на референдум. В частности, вопрос о продлении полномочий избранных органов власти и должностных лиц, в том числе президента России, Госдумы, а также о досрочном прекращении их полномочий.
Многих депутатов крайне удивила небывалая скорость прохождения законопроекта через все предварительные круги Думы. Документ был внесен две недели назад, 19 мая, затем стремительно прошел правовое управление. Позавчера вопросы референдума обсуждались на «круглом столе» с участием председателя Центризбиркома России Александра Вешнякова, чье ведомство и разработало законопроект. После «круглого стола» спешно состоялось заседание профильного комитета по конституционному законодательству и государственному строительству, на котором было решено рекомендовать законопроект к принятию. Кроме того, комитет установил срок для внесения депутатами поправок в законопроект ко второму чтению -- до 6 июня.
На заседании Госдумы документ представлял Александр Вешняков. Он подчеркнул, что обновление закона о референдуме назрело и «представленный на рассмотрение депутатов вариант учитывает накопленный за прошедшие годы опыт, а также направлен на выполнение соответствующих рекомендаций, подготовленных в ходе парламентских слушаний».
Однако депутаты из оппозиционных фракций не разделяли его оптимизма. «Спешка с принятием этого законопроекта, в том числе трехдневный срок для внесения поправок, имеет свое объяснение. 24 мая кончается мораторий на референдум, а компартия готова его провести по ряду ключевых вопросов, -- сказал член фракции КПРФ Валентин Купцов. -- Кроме того, власти нужно втянуть общественность в спор о референдуме, чтобы отвлечь ее от готовящихся непопулярных мер, в том числе лишения льгот пенсионеров и инвалидов».
Представитель ЛДПР Алексей Митрофанов поддержал предыдущего оратора: «Я общался с избирателями. Ни один избиратель не просил изменить закон о референдуме. Все говорили только о замене льгот на компенсации. Вообще роль референдумов в России такая, я бы сказал, загадочная. В 1991 году народ проголосовал за сохранение Советского Союза, а он распался. Потом был референдум «Да-да-нет-да», а в итоге все закончилось расстрелом парламента».
Депутат фракции «Единая Россия» Владимир Плигин, защищая президентский законопроект, попытался успокоить коллег словами о том, что в России и так демократии достаточно: «Мы исходим из того, что в условиях постоянного участия российского народа в выборных кампаниях имеется достаточно возможностей для определения политической воли». В то же время, желая избежать обвинений в чрезмерной поспешности, Плигин предложил продлить срок внесения поправок до 9 июня. Сергей Бабурин из фракции «Родина» назвал закон «политически ошибочным и юридически порочным» и добавил: «Нам предлагается стать узурпаторами власти наряду с самой властью».
Александр Вешняков не остался равнодушным к услышанной критике. «Вам не нравится, чтобы были избирательные фонды? Вам не нравится прозрачность? Вам хочется, чтобы все делалось грязным путем, как раньше? -- напустился глава ЦИК на депутатов, которые никак не спорили с нормой закона о фондах. -- Да, этот закон наступает на права криминальных денег». В ответ коммунист Анатолий Локоть отчитал г-на Вешнякова, сказав, что «не ожидал такой несдержанности от председателя ЦИК».
В итоге законопроект был принят 343 голосами -- силами «Единой России» и примкнувшей к ней ЛДПР.
Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА