Время новостей
     N°94, 02 июня 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.06.2004
Бизнесмен устал
Каха Бендукидзе давно хотел сменить професcию
О своих намерениях оставить бизнес Каха Бендукидзе заговорил еще в прошлом году. В частных разговорах, как утверждают источники газеты «Время новостей», г-н Бендукидзе признавался, что «ему надоело бороться за либеральные идеи».

Представитель крупного бизнеса, с октября 2000 года возглавлявший комитет по налоговой и бюджетной политике при РСПП и с марта 2003 года являющийся членом Национального совета по корпоративному управлению (созданного РСПП, ТПП и ФКЦБ), Каха Бендукидзе лоббировал интересы мелких и средних предпринимателей. Он неоднократно заявлял, что «без развития малого бизнеса у российской экономики нет будущего». Кроме того, г-н Бендукидзе -- один из немногих -- осмеливался открыто и последовательно критиковать власть. В прошлом году, во время обсуждения олигархами правительственной программы экономического развития страны на 2003--2005 годы, г-н Бендукидзе, оценивая работу экономических ведомств, сказал: «Люди там в основном хорошие, а вот система плохая».

Новоявленный министр экономики Грузии в России являлся ярым противником вмешательства государства в экономику. «Если это долгосрочная тенденция вмешательства в экономику (в частности, правоохранительных органов. -- Ред.) не с целью соблюдения законов, а с целью их нарушения, то я думаю, что особого бизнеса в нашей стране не будет», -- заявил он в одном из недавних интервью. Ратуя за рыночные отношения, особо популярную в последнее время в Кремле и Белом доме идею социальной ответственности бизнеса г-н Бендукидзе и вовсе назвал «надуманной». Добавив, что «президент тоже может ошибаться». Впрочем, подобную вольность в суждениях сейчас можно списать на то, что г-н Бендукидзе уже тогда не связывал свое будущее с Россией -- по крайней мере в долгосрочной перспективе.

Впрочем, утверждать, что г-н Бендукидзе покидает российский бизнес, не совсем верно -- он по-прежнему владеет порядка 13% объединенной компании «ОМЗ -- Силовые машины», в которой пополам поделили доли прежние владельцы обоих компаний (доля "Интерроса" в ОМЗ-СМ -- порядка 35%). Хотя из процесса оперативного управления компанией г-н Бендукидзе заранее самоустранился. Разрабатывая и реализовывая схему объединения контролируемого им ОМЗ с активами, принадлежащими холдингу "Интеррос" Владимира Потанина, г-н Бендукидзе уступил руководящий пост гендиректору «Силовых машин» Евгению Яковлеву. О мегасделке Потанина и Бендукидзе, к которой партнеры готовились несколько лет, стало известно в конце прошлого года -- на фоне срыва договоренностей о слиянии ЮКОСа и "Сибнефти" между Романом Абрамовичем и Михаилом Ходорковским.

Отличающийся дальновидностью г-н Бендукидзе определил логику развития бизнеса еще в 2001 году: «избавиться от непрофильных производств и сконцентрироваться на самых существенных и перспективных направлениях». Начав этот процесс в 1995 году с покупки 5% акций завода «Уралмаш», из которого в 1997 году вырос холдинг «Уралмаш-заводы», Каха Бендукидзе практически довел его до логического конца -- ОМЗ-СМ обещает стать крупнейшим производителем энергетического оборудования в Европе и Юго-Восточной Азии.

После ухода г-на Бендукидзе из компании заговорили о ее возможной продаже иностранному инвестору. Похожими планами недавно поделился высокопоставленный представитель "Интерроса", по словам которого все активы ОМЗ-СМ будут разделены на три направления. Военное, управление которым целесообразнее доверить государству; атомное машиностроение (контрольный пакет в этих активах акционеры также предполагают отдать государству, но при этом остаться «младшим партнером»). В третьем направлении -- гражданском машиностроении, -- по словам источника, руководство компании готово уступить контрольный пакет иностранному инвестору, поскольку в настоящий момент для полноценного развития этого сектора недостаточно технологий. Главным претендентом является германский концерн "Сименс".

Впрочем, к продаже бизнеса в конечном счете сводится и сама логика реструктуризации -- и Потанин, и Бендукидзе не скрывали, что ее конечная цель «заработать побольше денег», добавляя, что инвесторов не привлечь, если уставный капитал компании менее 1 млрд долл. Пока же новая отстроенная структура не заработает, продавать свою долю в ОМЗ-СМ г-н Бендукидзе не намерен. Поскольку у акций в долгосрочной перспективе есть возможность роста, у него связаны с ними другие планы. «Я, может быть, буду использовать эти акции как инструмент для финансирования других интересных сделок», -- заявил он в интервью.

Яна ВИКТОРОВА
//  читайте тему  //  Ситуация в Грузии и конфликт с Россией