|
|
N°94, 02 июня 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Право на обязанность
Губернаторы и Кремль делили власть и деньги
Владимир Путин вчера на очередном заседании Госсовета пообещал, что осуществление избыточных государственных функций будет прекращено повсеместно. Проблема в том, что ни центр, ни регионы до сих пор не могут ни поделить полномочия, ни справиться с уже имеющимися.
Среди губернаторов повестка заседания Госсовета вызвала ажиотаж -- рассматривались вопросы совершенствования механизма взаимодействия федеральных и региональных органов государственной власти, а также вступление в силу в 2005 году новой редакции федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ». Вопросы для губернаторов, прямо скажем, «шкурные». Федеральный центр уже несколько лет пытается возложить на регионы «полномочия без денег», а регионы в свою очередь, не отказываясь от полномочий, требуют продолжения их финансирования из центра.
Работа над разгадкой этого вечного противоречия между Москвой и регионами была начата еще в 2000 году. В конечном счете она должна была гармонизировать структуру правительства, в частности его региональную составляющую. А также продолжить реформирование отношений между уровнями власти -- посредством законов о местном самоуправлении и системе органов госвласти. Сейчас, по словам президента, работа в рамках «разграничения полномочий подходит к своей завершающей стадии». На заседании был представлен конкретный перечень полномочий, который предлагается передать в ведение исполнительной власти регионов.
На попечение региональных бюджетов Госсовет рекомендовал отдать права пользования и охрану месторождений полезных ископаемых, содействие занятости населения и защиту от безработицы, перевод земель сельхозназначения, находящихся в муниципальной и частной собственности, из одной категории в другую, ведение государственного учета объектов недвижимости.
Совместно с регионами федеральный центр готов финансировать контроль за лесными и охотничьими угодьями, промышленным, любительским и спортивным рыболовством. На субвенции (целевые дотации) из центра будут осуществляться охрана животных, лицензирование охотничьей деятельности, государственно-архитектурный надзор, а также лицензирование перевозок пассажиров автотранспортом и поддержание в готовности системы гражданской обороны.
Руководитель рабочей группы Госсовета, губернатор Владимирской области Николай Виноградов, выступая на заседании, посоветовал правительству в первую очередь определить источники финансирования полномочий, передаваемых центром в субъекты федерации: «Полномочия целесообразно относить к тому уровню власти, на котором они реально могут осуществляться максимально эффективно». Обеспокоенный проблемой ответственности региональных властей за социально-экономическую обстановку на их территории, г-н Виноградов намекнул, что ответственность необходимо подкреплять реальными правами. По мнению губернатора, даже по предварительным расчетам, из 450 переданных в регионы полномочий 140 нуждаются в финансовом подкреплении из центра.
Владимир Путин согласился, что при разграничении полномочий между центром и регионами «ключевым вопросом остаются межбюджетные отношения», а «расходные обязательства должны соответствовать доходным полномочиям». Глава аппарата правительства Дмитрий Козак попытался губернаторов успокоить, пообещав, что передача полномочий будет происходить строго параллельно с обеспечением их финансовыми ресурсами.
Леонид Рокецкий, возглавлявший рабочую группу Госсовета во время пребывания на посту губернатора Тюменской области, прокомментировал газете «Время новостей» нынешнее состояние реформы: «Губернаторы признаются, что проводить реформу необходимо. Но на заседании Госсовета они в один голос говорили о том, что денег не хватает. У губернаторов есть подозрение, что Минфин перераспределяет деньги однобоко, в пользу центра. Центр, конечно, должен избавиться от части своих полномочий, но должен при этом и вопрос по деньгам решить».
Жарче всего члены Госсовета обсуждали замену льгот денежными компенсациями. Разработчики закона о монетизации льгот подчеркивали, что речь идет лишь о нереалистичных обязательствах государства -- таких как, например, льготы различным работникам сельского хозяйства, военнослужащим, ветеранам труда, которые сегодня фактически не выполняются. При этом утверждалось, что при соответствующей проработке замена льгот компенсациями не поставит под удар жителей менее успешных регионов. Но губернаторы во взглядах на свои возможности не сошлись. Глава Красноярского края Александр Хлопонин такую замену одобрил, оговорившись, что «денежные компенсации должны быть адекватными, вопрос в том, сколько платить». По его мнению, в Красноярском крае денежная компенсация каждому льготнику должна быть не менее 3--4 тыс. руб. в месяц. Мэр Москвы Юрий Лужков заявил, что столичные власти готовы выплачивать из своего бюджета денежные компенсации льготникам: «Моя позиция такова, что мы должны нашим ветеранам, труженикам тыла предоставить льготы или деньги, которые должны быть абсолютно равны».
Губернатор Мордовии Николай Меркушкин заметил, что для замены натуральных льгот денежными компенсациями в бюджете на 2005 год будет выделено 170 млрд руб., а это, по его оценке, в четыре раза больше, чем тратится на льготы сегодня. А губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, которая теперь находится не в правительстве, а по другую сторону баррикад, заявила, что считает незаконным поднятие до 1% выплат в федеральный Фонд медицинского страхования и ненужным существование самого фонда.
Некоторым моральным утешением для губернаторов может служить намерение верховной власти после четкого распределения полномочий между федеральным центром и субъектами сократить количество федеральных чиновников в регионах на 30%. Скорее всего контроль за исполнением регионами новых полномочий будет осуществляться представителями федеральных органов власти не непосредственно в каждом субъекте, а в центре федерального округа. То есть найдется новая работа и для полпредов. Если сейчас каждое федеральное министерство имеет своих представителей во всех 88 регионах, то после шагов по разграничению полномочий этих представителей должно остаться семь -- по одному в каждом из федеральных округов.
Дарья ГУСЕВА