Время новостей
     N°94, 02 июня 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.06.2004
Почему Рудинштейн устал от «Кинотавра»?
Сегодня откроется 15-й, юбилейный Сочинский фестиваль, и всех волнует вопрос: будет ли он последним? Думаю, ответа на него пока никто не знает. Некоторые считают, что это эффектная интрига, придуманная Марком Рудинштейном для привлечения общественного внимания к фестивалю. Среди причин, по которым Рудинштейн с Олегом Янковским решили отойти от организации фестиваля в Сочи, основными были названы три: собственная усталость; равнодушие государственных структур, не поддержавших «Кинотавр» в должной мере финансово и организационно; конкуренция Московского кинофестиваля (ММКФ не хочет включать в свою программу российские фильмы, уже засветившиеся в других местах). Но даже если власть под давлением кинематографистов (а уже написали письма-протесты Карен Шахназаров, Георгий Данелия и др.) выделит фестивалю дополнительное финансирование и, чего, собственно, давно хотел Рудинштейн, возьмет «Кинотавр» под свое крыло, объявив его государственным, то решит ли это основные проблемы форума?

Когда Рудинштейн затевал первый негосударственный фестиваль и выбирал для него место, мы жили в другой стране. Тогда фестивали еще казались прерогативой государства, а иметь свой собственный, независимый, где ты сам хозяин, было мечтой, прекрасной и почти недостижимой. Но мечта сбылась. Фестиваль родился и сделал Марка Рудинштейна одним из самых популярных деятелей кино на всем постсоветском пространстве. Какое-то время этого было достаточно. Но страна менялась так быстро, что «Кинотавр» за ней не поспевал.

Первые фестивали в Сочи проходили на фоне опустевшего города-курорта, в котором построенные для советского массового отдыха санатории, пансионаты и гостиницы разом потеряли клиентов. Тогда очень сильна была надежда на создание отечественного эквивалента Канну -- кино еще пользовалось популярностью, жива была память о дефиците зрелищ, и вполне реалистичным казался расчет на то, что в Сочи специально будут приезжать туристы, чтобы окунуться в праздничную фестивальную атмосферу и посмотреть кино. Разом лишившиеся советских привилегий, обедневшие кинематографисты были благодарны за возможность приехать на берег моря (за счет фестиваля), пожить в довольно благоустроенной по тем временам гостинице, повидаться с коллегами, посмотреть фильмы, которые больше негде было увидеть. На просторном галечном пляже гостиницы «Жемчужина» стояли голубые деревянные лежаки и допоздна работал бар, где за умеренную цену можно было выпить водки, закусить пельменями или отварным картофелем. Вечерами там собирался весь фестивальный люд, пели песни, обсуждали фильмы, царила домашняя атмосфера, знакомая завсегдатаям домов творчества.

Но уже скоро Сочи были ввергнуты в пучину новой экономической реальности. По набережной выстроились кафе, аквапарки, тиры, аттракционы, со всех сторон загремела музыка. Потянулись новые отдыхающие: молодые, специфического вида ребятки, готовые на пару деньков слетать к морю, выпить пива, погулять с девочками. Бесплатные показы новых фильмов на Театральной площади собирали публику в основном из числа тех, кто сам по себе приехал погреться на нежарком еще южном солнышке. Надо признать, что отдых в Сочи еще с советских времен сохранил установку на массовый непритязательный вкус, и качество его остается весьма низким, причем если уровень обслуживания несравним с турецкими курортами, то цены -- вполне похожи. В результате в Сочи, особенно в июне, когда море еще холодное, по-прежнему большинство отдыхающих приезжают с соцстраховскими путевками, и для них кино не сознательный выбор, а приятное, если, конечно, предлагается бесплатно, дополнительное развлечение. Они не совсем подходящая публика для кинофестиваля. А собственного зрителя «Кинотавр» не успел привлечь -- те, кому не жаль денег на американский блокбастер в кинотеатре нового типа, тоже не поедут специально на «Кинотавр», пока не за чем. Молодежь, студенчество, составляющие основную часть публики на европейских фестивалях (например, в Карловых Варах, где для молодых устроены специальные палаточные городки, дешевые общежития, предлагаются скидки на билеты), тоже не стремятся в Сочи, для них там нет никаких условий: жить дорого, смотреть кино в сущности негде. Путевки на «Кинотавр» (стоят дорого, жить надо в неудобной, шумной «Жемчужине», культурная программа -- на три с минусом, кормят весьма средне) не смогли стать предметом ажиотажного спроса: желающих потусоваться с отечественными звездами оказалось очень немного. Западных же звезд практически нет -- их приезд надо оплачивать, а денег мало; международный аэропорт в Сочи так и не построен; подходящих отелей не найти. Само же российское кино пока не стоит того, чтобы люди со всей страны стремились в Сочи и были готовы за право увидеть эти фильмы платить из собственного кармана.

К тому же инфраструктура города на кино совсем не рассчитана: до сих пор нет ни одного качественного кинозала, все просмотры проходят в Зимнем театре, здании торжественно-помпезном, но для кино плохо приспособленном. Фестиваль так и не выплеснулся из границ гостиницы «Жемчужина» (964 номера, то есть около полутора тысяч мест) и ее окрестностей -- Театральной площади, пляжа (куда стали с некоторых пор продавать билеты), ближайших кафе на набережной. Так что если владельцы гостиниц и ресторанов в Канне готовы были лично разгонять профсоюзные манифестации, грозившие сорвать кинофестиваль, то в Сочи закрытие «Кинотавра» не вызовет подобных эмоций.

Таким образом, как бизнес-проект для широкой публики «Кинотавр» так и не состоялся. Несмотря на усилия его организаторов (они их прикладывали, но, видимо, нужные условия так и не сложились). Конечно, «Кинотавр» ценен как место профессионального общения кинематографистов. Но. Пока кино снимали мало, у артистов было мало денег и много свободного времени. Сегодня одних сериалов снимается столько, что дохнуть некогда. Ставка звезды -- до 2 тыс. долл. за съемочный день. И спрашивается, зачем им тратить драгоценное время, ехать в Сочи? Контрактами, по условиям которых западные звезды вынуждены присутствовать на пресс-конференциях и фестивалях, наши обычно не связаны, да и прокатчики не сильно обращают внимание на то, как прошло представление фильма на «Кинотавре».

То есть получается, что помимо Рудинштейна, столько лет вкладывающего уйму сил в проведение российского кинофестиваля, больше никто в нем кровно не заинтересован. «Кинотавр» все любят, пока он остается приятным и необременительным летним развлечением, дорого обходящимся только его организаторам. Неудивительно, что никто не смог помочь Рудинштейну, который последнее время изнемогал под грузом взятых на себя обязательств. Город Сочи проживет и без фестиваля, у него много других возможностей заработать на летнем отдыхе, кино уже начали прокатывать по России и без помощи фестивалей, да и артисты в состоянии сами выбирать, где им провести свободное время. Конечно, хорошо, когда есть российский национальный фестиваль, когда проходит он под южным солнцем, предоставляя кинематографистам место для непринужденного общения. Но это недостаточная мотивация для серьезной и дорогостоящей работы, которая сегодня требуется для нормального проекта. Бескорыстные же и благородные замыслы, как правило, обречены, если за ними нет чьих-то серьезных личных интересов.

Алена СОЛНЦЕВА
//  читайте тему  //  Кино