|
|
N°93, 01 июня 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Мы вынуждены летать по американской навигационной системе»
Сегодня военно-транспортной авиации России исполняется 73 года. Накануне военный обозреватель газеты «Время новостей» Николай ПОРОСКОВ побеседовал с командующим 61-й воздушной армией Верховного главного командования (сегодня в это объединение собрана вся военно-транспортная авиация РФ) заслуженным военным летчиком России, летчиком-снайпером, генерал-лейтенантом Виктором ДЕНИСОВЫМ.
-- Какие машины составляют сегодня основу самолетного парка военно-транспортной авиации?
-- Прежде всего это тяжелые Ил-76 и стратегические Ан-22 и Ан-124 «Руслан». Экипажи работают по стране и по всему миру. Наши части базируются, как правило, рядом с воздушно-десантными формированиями, вместе проводим боевую подготовку. Все аэродромы ВТА сегодня готовы к боевому применению, имеют необходимые запасы материальных средств. У нас почти полный комплект личного состава, а исправность техники даже выше норматива.
-- Ил-76 эксплуатируется уже 30 лет. Придет ли что-то ему на замену?
-- Да, это основной самолет военно-транспортной авиации, он не имеет аэродинамических недостатков. Всего было выпущено около тысячи машин, из них добрая половина пошла в ВТА. Самолет не раз модернизировался. Ил-76М подготовлен специально для перевозки средних танков. У Ил-76МД десантная нагрузка увеличена с 28 до 48 тонн: вмещает три боевых машины десанта или 128 парашютистов, а в двухпалубном варианте -- 225 человек со стрелковым вооружением. Появилась возможность эксплуатации Ил-76МД с грунтовых аэродромов, на нем установлены автоматы отстрела тепловых ловушек, спутниковая навигация. На некоторых машинах -- аппаратура предупреждения о столкновении, опасном сближении с земной поверхностью, горами. Самолет с полной нагрузкой может пересечь нашу страну всего с одной промежуточной посадкой. Глубокая модернизация представлена в виде Ил-76МФ. У него на четверть больше грузовая кабина -- 400 кубических метров, можно будет десантировать до пяти боевых машин. На Ил-76МД-90 планируется поставить более мощные двигатели. Проходят испытания нового бортового комплекса. Аналог нашего основного самолета -- американский С-141-- состязание проиграл. Однако на Западе появился самолет с более высокими характеристиками -- широкофюзеляжный С-17.
-- С легким транспортным самолетом та же история, ведь Ан-26 выпускается уже больше 20 лет?
-- Взамен ему конструкторскими бюро Ильюшина и Яковлева совместно разрабатывается Ил-112. В начале 2004 года в главкомате ВВС рассмотрено и утверждено техническое задание на эту машину. Генеральный конструктор Генрих Новожилов недавно сказал, что летный экземпляр появится в 2006 году. Самолет несколько тяжелее Ан-26, максимальная грузоподъемность поднята с 4 до 6 тонн.
-- А нужен ли военно-транспортной авиации средний самолет?
-- Потребность в среднем самолете с максимальным взлетным весом не более 75--80 тонн есть. За рубежом длительное время эксплуатируется простой и неприхотливый С-130 различных модификаций. У нас ему соответствовал Ан-12, производство которого давно свернуто. Сегодня буквально все конструкторские бюро готовятся к тому, чтобы выставить свои предложения. Только у Туполевского КБ их несколько. Участвуют даже те, кто никогда не занимался транспортной тематикой -- «Сухой» и «МиГ». Конкурс будет проходить не ранее сентября этого года. Выбор -- компетенция Минобороны и ВВС.
-- На роль среднего претендовал Ан-70...
-- Он в класс средних не попадает -- тяжеловат. Но вопрос Ан-70 с повестки не снят, в конце мая было очередное совещание по судьбе самолета. Машина прошла большую часть летных испытаний, они продолжаются. Есть акт, где перечислены недостатки. Надо доработать двигатель, комплекс прицельно-навигационного оборудования, и самолет сможет отвечать предъявляемым к нему требованиям.
-- Имеют ли летчики ВТА возможность зарабатывать деньги?
-- У нас есть 224-й летный отряд, куда собраны наиболее подготовленные экипажи. В отряде 25 Ил-76 и девять Ан-124. Это государственная авиационная компания, зарегистрированная Федеральным агентством воздушного транспорта и Международной организацией гражданской авиации -- ИКАО, имеет сертификат, соответствующие лицензии для выполнения коммерческих полетов, в том числе международных. Выполняем заявки «Рособоронэкспорта», обеспечиваем визиты президента. К нам обращаются самые разные организации, нуждающиеся в перевозках. География полетов широка -- кроме стран, что ввели ограничение по шумам. Были годы, когда половину годового налета ВТА получала, работая на коммерческом топливе. Заработанные деньги идут на модернизацию техники, поддержание ее в исправности, обустройство аэродромов, решение социальных проблем, например покупку квартир -- у нас более трех тысяч военнослужащих не имеют своего жилья. На эти деньги закупили аппаратуру предупреждения о столкновении, системы спутниковой навигации -- закупать по линии Минобороны не позволяет закон, поскольку техника иностранного производства. Мы исправно платим налоги, все виды страхования.
Правда, год назад постановлением правительства повышена остаточная стоимость основных фондов и произведен перерасчет стоимости летательных аппаратов. Она увеличена более чем в два раза. Увеличились, следовательно, и амортизационные расходы, стоимость летного часа. Заказов на перевозки стало меньше. На гражданских компаниях это сказалось не так остро -- у них лучше маркетинг, они могут использовать плавающие, а то и демпинговые цены. У нас же -- государственная компания.
-- Коммерсанты из военных не всегда получаются удачные. Конфликтная ситуация с компанией «Полет» разрешилась?
-- Компания взяла в аренду на три года четыре самолета Ан-124 и не вернула по истечению контракта. Дело рассматривает суд. Теперь уже авиакомпания «Атлант-Союз» выразила желание приобрести несколько Ан-124, мы дали номера сверхштатных машин, которые могли бы быть переданы компании. Решение будет принято Генштабом, Федеральным агентством по управлению имуществом и оформлено распоряжением правительства.
-- Чем завершились консультации с НАТО по использованию Ан-124?
-- Интерес со стороны Альянса к нашим самолетам и перевозкам существует. Думаю, это нужно им для проведения миротворческих операций. Мы представили в Главное управление международного военного сотрудничества Минобороны свои предложения. Вообще, потребность в «Русланах» с годами увеличивается. Эти самолеты могут находиться в воздухе до 18 часов, везти до дюжины бронетранспортеров.
-- По какой навигационной системе летают самолеты ВТА -- российской ГЛОНАСС или американской GPS? Обладаем ли мы сегодня навигационным суверенитетом?
-- Мы закупаем и устанавливаем в каждый экипаж аппаратуру иностранного производства -- стационарную и мобильную GPS. Российской системой ГЛОНАСС, к сожалению, не пользуемся, вынуждены летать по американской.
-- То есть аппаратуру в любой момент могут отключить, и самолеты останутся слепыми?
-- Наверное, так...
-- Не собираетесь для повышения мобильности при переброске войск размещать части ВТА не только в европейской части России, но и за Уралом?
-- И нынешняя структура позволяет решать поставленные задачи, поэтому создание формирований военно-транспортной авиации за Уралом в ближайшее время не планируем.
-- Высока ли в военно-транспортной авиации аварийность?
-- С 1996 года в ВТА авиапроисшествий с человеческими жертвами нет.
Беседовал Николай ПОРОСКОВ