|
|
N°88, 23 мая 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Конкуренция бюджетов
Правительство поделится с регионами доходами и расходами
Над повышением прозрачности и эффективности бюджетной системы правительство бьется несколько лет. Добившись определенных успехов на федеральном уровне, власти констатируют, что сложившаяся система межбюджетных отношений «не отвечает основополагающим принципам бюджетного федерализма». Сегодня правительство рассмотрит подготовленную в Минфине программу развития бюджетного федерализма на период до 2005 г.
В проекте документа, который оказался в распоряжении газеты «Время новостей», говорится, что конфликт между высокой централизацией налогово-бюджетных полномочий и в то же время децентрализацией бюджетных ресурсов мешает повышению эффективности использования госсредств, улучшению инвестиционного климата и в конечном итоге -- устойчивому экономическому росту. С одной стороны, основная часть расходов местных и региональных бюджетов регламентируется в центре, а с другой -- более 90% доходов территориальных бюджетов формируется за счет отчислений от федеральных налогов.
Инструмент, который должен разрешить этот конфликт, -- передача полномочий и ответственности в бюджетной сфере с федерального на более низкие уровни. Цель нового этапа бюджетной реформы -- формирование системы, «позволяющей проводить на региональном и местном уровнях самостоятельную налогово-бюджетную политику». Минфин полагает, что пока региональные и местные власти не будут обладать такой автономией, «они не будут заинтересованы в эффективном управлении общественными финансами».
Возможность увеличения прямой финансовой помощи регионам предусмотрена лишь в случае их низкой бюджетной обеспеченности. Для остальных же, говорится в документе, должна быть сформирована экономически и политически конкурентная среда. Первое предполагает отсутствие ограничений на перемещение товаров, рабочей силы, инвестиций и доступ к рынкам капиталов, второе -- демократические институты и гражданское общество.
Проект документа декларирует основные изменения, которые могут быть проведены до 2005 года в расходных и доходных полномочиях между различными уровнями бюджетной системы.
Перераспределение расходных полномочий, в частности, предусматривает: обеспечение финансированием «в основном» из федерального бюджета предусмотренных федеральными законами социальных выплат и льгот; передачу расходных полномочий по начальному, среднему профессиональному и части высшего образования региональным органам власти; существенное сокращение расходов региональных и местных бюджетов на субсидирование жилищно-коммунального хозяйства; включение в муниципальные расходы финансирования «базовых общественных услуг» (школьное образование, здравоохранение, соцобеспечение, культура) и др.
Разграничение налогово-доходных полномочий, предполагается, будет включать в себя: закрепление на долгосрочной основе 100% поступлений по налогу на доход физлиц и не менее 70% поступлений федерального налога на прибыль за консолидированными бюджетами субъектов федерации (с возможностью выделения части платежей в пользу местных бюджетов); зачисление в бюджеты регионов 100% платежей за пользование общераспространенными и повышение централизации платежей -- неравномерно распространенными (в частности нефтью) природными ресурсами; корректировка пропорций и механизма расщепления поступлений налога с продаж между региональными и местными бюджетами; отмена налога на пользователей автодорог и введение регионального транспортного налога; замена регионального налога на имущество предприятий, местного налога на имущество физических лиц и земельного налога одним -- местным налогом на недвижимость и др.
Программа предусматривает создание прозрачных механизмов распределения финансовой помощи бюджетам разных уровней. Среди прочего предлагается зафиксировать, что финансовая помощь субъектам может быть оказана только через пять фондов -- Фонд финансовой поддержки субъектов, Фонд компенсаций, Фонд софинансирования соцрасходов, Фонд регионального развития и Фонд реформирования региональных финансов. Последний будет сформирован из средств займа Всемирного банка и распределен между отобранными на конкурсной основе регионами при условии выполнения реформ в бюджетной сфере.
По информации газеты «Время новостей», на сегодняшнем заседании кабинета программу будет представлять первый замминистра финансов Алексей Улюкаев.
Иван ГОРДЕЕВ,Вера КУЗНЕЦОВА