Время новостей
     N°93, 01 июня 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  01.06.2004
Дешевое искусство пока берут лучше
«Арт-Москва» закончилась на оптимистической ноте
Настроение на ярмарке менялось несколько раз. Начальный оптимизм -- цены первого дня стали сенсацией -- сменился депрессией. Говорили, что покупателей мало, что напрасно ярмарку перенесли на самый конец сезона: самые перспективные и привычные к высоким ценам покупатели, коллекционеры и антикварные дилеры уехали в Лондон на русские торги «Сотбис».

Да и организаторы напутали -- здание ЦДХ украшала вывеска огромных размеров, на которой «Арт-Москва» значилась выставкой современного искусства, а вовсе не ярмаркой. В полном соответствии с этим народ ходил, глазел, интересовался. Тем более что посмотреть было на что -- коммерческие проекты не уступали некоммерческим, отличных работ было много как никогда. Печаль за чужую коммерцию одолевала и людей незаинтересованных, но понимающих, что артрынок как основа существования производителя-художника создает плодородный слой и для всей художественной жизни: галерей, музеев (почти целиком вышедших из частных коллекций), выставок, каталогов, исследований.

Но закончилось все хорошо. В последние дни покупатель пошел: почти все галереи окупили затраты и даже более того. Продавали со стендов, по каталогам и даже из запасников. Несколько галерей -- петербургская Д 137 и Студия Веры Погодиной продали практически все, что было на стенде. Иностранные галереи -- и постоянные участники ярмарки, и те, кто приехал в первый раз, -- были довольны: рынок скромный, но растет. Вкусы странные, немного старомодные, но определенные, к ним можно приспособиться. К тому же в Москве покупают и иностранцы.

Не отошедший еще от «яичной сенсации», устроенной Вексельбергом (серьезно подтвердившей интерес платежеспособных русских к искусству), Запад был представлен и директором престижной Базельской ярмарки, и представителями аукционных домов, и членом жюри главной британской художественной премии.

О высоких ценах снова рапортовала галерея Stella Art -- 160 тыс. условных единиц за Алекса Каца. Другие претенденты на самые высокие цены остались непроданными: Уорхола -- «Портрет неизвестной» (Rudolf Budja/Artmosphere) только зарезервировали, как и «Битлов» Дубосарского и Виноградова за 60 тыс. (зато галерея продала четыре другие картины этих авторов -- размером поменьше и ценою подешевле). Покупатели только приценивались к Булатову (Opel Art Prestnta, 30 и 24 тыс.), торговались за Энтони Крегга (Knoll gallery, 25 тыс.). Лучшие продажи были у признанных звезд: Тимур Новиков («Айдан», 25 тыс. долл.) Константин Звездочетов (XL, 24 тыс.). Следующий ценовой рубеж -- в районе 15 тыс. -- составил счастье многих галерей: отлично продавался новый Кошляков (Opel Art Prestnta), Утан (Stella Art gallеry), Эдуард Гороховский (Fine Art), ушли со свистом работы петербуржцев -- Георгия Гурьянова и Ольги Тобрелутс (галерея Д 137).

Но лучше всего дела шли в низшем ценовом диапазоне: разлетались картины Константина Бытынкова («Крокин», 2 тыс.), фотографии Браткова, Бахарева, картины Мамсикова и Кожухаря («Риджина», 2 тыс.), Мизин и Шабуров (галерея Гельмана, 1--2 тыс.), молодого Руслана Тавасиева («Айдан» 3 тыс.), Александр Савко («Егармина», 2 тыс.), цветастые неагрессивные рисунки Александра Бреннера и Барбары Шурц (Knoll gallery, 440 у.е. ), бабочки Андрея Филиппова («Е.К.Артбюро», 200 у.е.). Успех сопутствовал галерее «Пальто», ориентированной на мелкий формат и легкие цены. Большим спросом пользовалось видео Владика Монро -- «Пиратское TV». Зрители толпились на стенде XL: Вадик в ролях Памелы Андерсон и Ренаты Литвиновой вызывал дружный смех, в ролях Штирлица и его жены (знаменитая немая сцена в кафе) -- слезы счастья. Настоящее русское искусство -- пронзительное и жестокое. Ограниченный тираж видео ушел почти целиком. Неплатежеспособные любители искусств могут рассчитывать лишь на публичные показы -- с сегодняшнего дня в галерее XL.

Фаина БАЛАХОВСКАЯ
//  читайте тему  //  Выставки