Время новостей
     N°92, 31 мая 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  31.05.2004
Сорок три тысячи одних агентов
"Росгосстрах" -- крупнейший работодатель среди страховых компаний
Страховой агент -- первое лицо страховой компании для тех, кто решил обезопасить себя от рисков. И единственное -- если повезет и страховой случай обойдет стороной. В страховых компаниях России, по данным Всероссийского союза страховщиков, работает сейчас 105--110 тыс. агентов, причем более 40 тыс. из них -- в «Росгосстрахе». Руководитель департамента по работе с персоналом «Росгосстраха» Ильяс АЛИЕВ рассказал газете «Время новостей» о том, как устроена самая большая в России агентская сеть.

-- Располагаете ли вы более точными данными о количестве агентов «Росгосстраха»?

-- Последняя известная мне цифра -- 42 721, но она условна, поскольку их количество постоянно меняется, а данные из регионов поступают в разное время. Можно сказать, что сейчас у нас около 43 тыс. страховых агентов.

-- Какова здесь доля наследства советского Госстраха?

-- Госкомстат давал цифру примерно 150 тыс. агентов по всему Союзу. Конечно, их количество с тех пор уменьшилось. Главным образом потому, что профессия потеряла привлекательность не только с материальной точки зрения, но и с позиций социального статуса. Приток новичков сокращался, а отток кадров рос с конца 80-х до смены собственников «Росгосстраха». Новая команда знала об этом и с самого начала, с весны 2002-го, пыталась переломить тенденцию. Мы унаследовали компанию с 30 тыс. агентов, а сейчас их 43 тысячи.

-- Наверное, отток происходил и за счет перехода агентов в другие компании?

-- Это имело второстепенное значение. В другие компании, особенно в начале 90-х годов, в пору их формирования, уходили не агенты, а штатные работники. Агентская сеть оказалась более стабильной. Рискну предположить, что в конце 90-х в ежегодном уменьшении численности агентов «Росгосстраха» на 5--7 тыс. человек доля перешедших в другие компании составляла всего 15--20%. Большая же часть агентов, покинувших «Росгосстрах», вообще ушла из страхования. Прежде всего это характерно для сельской местности. В опустевших деревнях оставались одни бабушки, к которым за пенсиями приезжали из города дети и внуки. Денег на страхование в деревне не оставалось, и многие агенты просто возвращались к земле и существовали за счет огородов.

-- Прибавка в 13 тыс. агентов за последние годы -- это влияние ОСАГО?

-- Не только. Честно говоря, мы не рассчитывали на то, что значительная часть вновь пришедших закрепится. Тем не менее большинство из них остались, причем не из-за наличия готового продукта, который можно просто продавать и собирать деньги. Это результат того, что по итогам прошлого года мы заплатили значительные премии штатным сотрудникам. Это, конечно, стимулирует и внештатных агентов. Кроме того, мы организовали соревнование между агентами. В результате более 400 агентов тоже получили значительные премии, 30 сверх премии награждены ценными подарками, а некоторые -- автомобилями.

Новые агенты работают на основании договора. А те, которые перешли нам «по наследству», работают на основании документа, представляющего собой гибрид трудового соглашения со штатным сотрудником и агентского договора. Поскольку агентам платили отпускные и больничные, у нас хранились их трудовые книжки, юридически, конечно, они были штатными работниками. С введением новой редакции закона «Об организации страхового дела» мы получили прямое указание изменить ситуацию. Мы и сами уже начинали ее исправлять, но очень осторожно: если такое количество людей работает в компании, то она несет определенную социальную ответственность. По закону все эти 30 тыс. человек нужно было уволить. Но это невозможно, ведь некоторые из них по 30--40 лет честно работали на систему. Закон же определяет, что агент должен находиться вне штата. Придя в компанию, я увидел, что все 30 тыс. агентов являются штатными сотрудниками, и был очень удивлен. Но потом разобрался и понял, что их нельзя бросать на произвол судьбы: они наши преданные помощники.

-- Каков же выход?

-- Мы принимаем требования закона. Если агент с точки зрения заработной платы и прочих расходов на содержание окупает себя, то он должен находиться в штате. Правда, мы станем называть его не агентом, а, например, коммерческим представителем или продавцом. Если же агент не окупается, то нам экономически невыгодно держать его в штате. Мы заключим с ним договор, он будет работать, получая премию. Благо нынешнее законодательство о труде разрешает так работать без ущерба для пенсии или стажа. Кроме того, мы разработали программу разделения агентов по категориям, с помощью которой решим задачу мотивации: по мере продвижения от низших категорий к высшим возрастают и материальное вознаграждение, и статус.

-- Кроме ответственности перед своими работниками «Росгосстрах», наверное, несет и социальную ответственность перед населением, имея сеть там, где нет других страховщиков?

-- «Росгосстрах» -- компания с госучастием, но контрольный пакет консолидирован частными инвесторами. Акционеры, в том числе государство, согласны, что компания должна быть прибыльной. Мы не будем во что бы то ни стало сохранять отделения там, где это не имеет экономического смысла. Скажем, в некоторых сельских местностях вместо отделения в каждой деревне достаточно иметь одно на район. Побывать в каждой деревне -- это уже дело страхового агента. Мы будем укрупнять и сокращать отделения в пользу увеличения количества агентов. Многие отделения, откровенно говоря, за последнее десятилетие пришли в запустение. Мы несем значительные расходы, чтобы придать им нормальный вид, покупая, в частности, недвижимость. Еще недавно сборы компании практически не использовались для реинвестирования.

-- Ранее «Росгосстрах» был разделен на дочерние компании по региональному принципу. Сейчас компания собирает «дочек»?

-- Контроль за этими предприятиями из центра был формальным. Региональные руководители собирались раз в год, а в другое время почему-то действовал запрет на прямые контакты между ними. Пользуясь самостоятельностью, многие директора не реинвестировали прибыль, а делали непрофильные вложения, например покупали доли в банках, которые затем разорялись. Сейчас мы создали межрегиональные центры на уровне федеральных округов, которым впоследствии предоставим ту самостоятельность, которую ранее имели «дочки» «Росгосстраха» в субъектах федерации.

-- Какова судьба прежних региональных директоров?

-- В апреле 2002 года новое руководство предложило им работать дальше. Мы считали, что раз до весны 2002-го нас в «Росгосстрахе» не было, то нельзя требовать от прежних руководителей отчеты за предшествующую деятельность. Кто-то вписался в новую политику, кто-то нет. В первый год нашей деятельности компанию покинули 20 директоров, во второй -- еще 30. Уходили по разным причинам. Некоторые с облегчением. Были директора старой закалки, которые не смогли приспособиться к новой ситуации. Оставить же свои компании в трудное время, бросить коллектив они считали для себя невозможным. Поэтому наш приход они восприняли с облегчением. Некоторые, не поверите, даже благодарили. Производя смену директоров в регионах, мы старались никого не обидеть.

-- Были ли случаи, когда вместе с руководителем компанию покидала и его команда, переводился ли бизнес в заранее созданные страховые компании?

-- Если под командой понимать лишь несколько ближайших сподвижников, то да. Что касается перевода бизнеса, то я знаю лишь один такой случай, точнее, попытку такого действия, вовремя остановленную.

-- Практика переманивания команды конкурента или его агентов обычна для рынка страхования?

-- Вполне. Раньше в «Росгосстрахе» конкурентов называли «альтернативой». Если «альтернатива» предлагала агенту или штатному работнику лучшие условия -- что ж, это рынок. Но исходя из опыта, могу сказать: около 90% таких «выгодных» предложений -- блеф. Два-три месяца новый работодатель вроде бы выполняет обязательства, а потом, переключив клиентов и связи на себя, забывает о них. В конце концов экономика бизнеса у всех одна. И если один страховщик предлагает комиссию в два раза выше, чем другой, ясно, что-то здесь не так. Случаи же возвращения в «Росгосстрах» бывают, но не часто: руководители на местах очень ревнивы.

-- Испытывает ли компания дефицит кадров?

-- По всем позициям: профессиональная подготовка в «Росгосстрахе» практически прекратилась десять лет назад. Сейчас мы развернули обучение, кое-где (например, в Челябинске) взаимодействуем с вузами. Еще запустили программу, которую между собой называем «дети системы». Она позволяет детям сотрудников «Росгосстраха» получить образование, особенно тем, кто не имеет для этого материальной возможности.

-- Вернемся к страховым агентам. Какое качество является для них главным?

-- Умение внушить доверие. Практика показывает, что личные отношения с клиентом имеют определяющее значение при работе с самым верхним и самым нижним уровнем страхователей. Мне рассказывали, что несколько лет назад лучшим страховым агентом «Росгосстраха» в Москве считалась 70-летняя бабушка, которой трудно было самостоятельно оформить страховой полис. Работала она вместе с другим агентом, помоложе, который и занимался оформлением. Она же просто разговаривала, и именно ей из года в год удавалось страховать многих московских знаменитостей.

Беседовал Игорь ПОЛИЩУК