|
|
N°92, 31 мая 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Мозаика иракской власти
Переходному правительству нужно признание ООН и собственного народа
Сегодня должен быть обнародован состав нового иракского правительства, который в минувшие выходные спецпредставитель Генсека ООН Лахдар Брахими обсуждал с будущим главой переходного правительства страны Айядом Алауи. Брахими и Временный управляющий совет Ирака (ВУСИ) вроде бы договорились, что в интересах соблюдения этнического и религиозного согласия в правительство войдут трое шиитов, двое курдов и один суннит. Деятельное участие в согласовании кандидатур принимает и глава временной гражданской администрации США в Ираке Пол Бремер.
Предварительный список нового кабинета, призванного встать у руля власти ровно через месяц -- 30 июня, после передачи американцами своих полномочий иракцам, -- был обнародован еще в пятницу. Сообщалось, что действующий министр иностранных дел курд Хошияр Зибари станет министром обороны, а его место займет другой курд -- Бархам Салех. Жизненно важное для иракской экономики министерство нефти возглавит Самир аль-Гадбан, который был назначен на этот пост сразу после падения власти Саддама Хусейна. Главой МВД станет суннит Самир ас-Сумейдаи, а министром финансов -- шиит Адиль Абдель Махди. Однако все эти кандидатуры были обнародованы без согласования с самими будущими министрами, так что эти списки еще могут претерпеть изменения.
Внезапное единогласное избрание членами ВУСИ премьером страны светски настроенного шиита Айяда Алауи, лидера Партии национального согласия, стоявшей в оппозиции режиму Саддама Хусейна еще с 70-х годов, застало многих лидеров зарубежных держав врасплох. Фигура г-на Алауи выглядит для рядовых иракцев весьма неоднозначной. Новый премьер был в прошлом функционером саддамовской Баас, потом он бежал в Англию, его подозревают в связях с британской разведкой и с ЦРУ США.
Подбор кандидатур в новое правительство Ирака был возложен на г-на Брахими -- на основе именно его доклада ООН должна была решать будущее Ирака. Еще в пятницу госсекретарь США Колин Пауэлл подчеркнул: «Мы пока не занимаем никаких позиций по любому кандидату и ждем, когда Брахими завершит свою работу. А для этого необходимо время». На следующий день глава госдепа США обсудил ситуацию в Ираке с главой МИД РФ Сергеем Лавровым. Москва неизменно ссылается на значимость миссии Лахдара Брахими в формировании нового правительства Ирака. Вчера Лавров в телефонном разговоре с Брахими еще раз отметил «важность того, чтобы временное правительство получило широкую поддержку в Ираке и международную легитимность». Именно это является непременным условием принятия Совбезом ООН резолюции, приветствующей передачу суверенитета иракцам.
Однако до сих пор неясно, в какой мере фигура Айяда Алауи была согласована с Брахими. С одной стороны, в штаб-квартире ООН заявили, что Брахими «уважает решение ВУСИ и готов работать с ним над назначением остальных членов нового правительства». С другой стороны, спецпредставитель Генсека ООН попросил СМИ «воздержаться от комментариев решений ВУСИ». Глава пресс-службы штаб-квартиры ООН Фред Экхард заметил: «Мне представляется, что первоначально Брахими рассчитывал объявить состав правительства лишь после того, как будет достигнуто согласие по всем членам правительства».
Новая иракская верхушка уже зашла в тупик с поисками подходящего кандидата на пост президента страны. Большинство членов ВУСИ хотели бы видеть в этом кресле нынешнего главу совета, суннита Гази Аджиль аль-Явара, которому немногим боле 40 лет. Тем временем американцы и Брахими хотели бы поставить на эту должность другого суннита -- 81-летнего Аднана Пачачи, известного своими симпатиями к Западу и сотрудничеством с ЦРУ. Не исключено, что теперь на место президента придется выдвинуть третью кандидатуру, которая могла бы удовлетворить как ВУСИ, так и Вашингтон.
Впрочем, при любом составе формируемое ныне правительство будет временным -- оно должно закончить существование после всеобщих выборов в январе 2005 года. Английская газета «Гардиан» справедливо отмечает, что «происходящее в Багдаде менее важно, чем происходящее на местах», поскольку нынешние иракские партии -- «или же партии багдадских салонов, или же утерявшие влияние силы прошлого». Склоки вокруг нового правительства окажутся тщетной возней, если иракский народ увидит в лидерах формально суверенного правительства западных марионеток, а не реальных выразителей интересов страны.
Катерина ЛАБЕЦКАЯ