|
|
N°92, 31 мая 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Аэрофлот» приценивается к конкуренту
Россия берет под крыло крупнейшего авиаперевозчика Грузии
Принципиальное соглашение о покупке «Аэрофлотом» крупнейшей авиакомпании Грузии Air Zena было достигнуто в конце минувшей недели. Об этом корреспонденту газеты «Время новостей» сообщил высокопоставленный источник в российской делегации, принимавшей участие в работе бизнес-конференции в Тбилиси. По словам источника, соглашение предусматривает продажу 100% акций частной грузинской компании российскому перевозчику, контролируемому государством. Сторонам осталось лишь согласовать «цену вопроса».
Правда, генеральный директор «Аэрофлота» Валерий Окулов в Тбилиси был более осторожен, сказав, что о размере приобретаемого пакета говорить пока рано. В то же время он подтвердил интерес своей компании к Air Zena, как и факт переговоров на эту тему. В самой грузинской компании, а также в администрации гражданской авиации Грузии газете «Время новостей» комментариев получить не удалось из-за наступивших выходных.
Между тем опрошенных нашей газетой независимых экспертов удивило известие о готовности Air Zena перейти под крыло «Аэрофлота», так как до сих пор эти две компании активно конкурировали на маршруте Тбилиси--Москва. Помимо России Air Zena выполняет регулярные рейсы еще в восемь иностранных государств. Компания эксплуатирует три лайнера Boeing-737-500 (взятых в лизинг) и два унаследованных от советской эпохи легких самолета Ан-2.
Международную деятельность Air Zena начала в 1997 году с организации чартерных рейсов в Дубай, Вену и Ташкент. В своем нынешнем виде компания существует с ноября 1999 года, после слияния с разорившимся грузинским национальным авиаперевозчиком Air Georgia. Образовавшаяся в результате компания Air Zena -- Georgian Airlines осталась полностью частным предприятием, но приобрела статус флагмана грузинской авиации. Еще одним «государственным» активом, приобретенным Air Zena, стал сам глава администрации гражданской авиации Грузии Зураб Перишвили. Он оставил чиновничью службу ради поста генерального директора компании.
Отношения Air Zena с «Аэрофлотом» развивались неровно. В феврале 2000 года две компании подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве. Однако уже летом следующего года они оказались втянуты в межгосударственный российско-грузинский конфликт, связанный с расчетами за пролет в воздушном пространстве двух стран. Воздушные власти Грузии сократили тогда частоту полетов «Аэрофлота» в Грузию и полностью запретили полеты еще одной российской авиакомпании. Российский Минтранс наложил симметричные санкции на Air Zena. Зураб Перишвили в момент этого конфликта еще возглавлял грузинскую авиационную администрацию и активно отстаивал интересы Air Zena с государственных позиций.
В последующие годы Air Zena еще пришлось в буквальном смысле «искать свое место» на московском маршруте. Компания несколько раз сменила аэропорт базирования в Москве: начав с Шереметьево, поработав во Внуково, с декабря 2003 года она наконец обосновалась в Домодедово. Летая оттуда ежедневно на «Боинге» в Тбилиси, Air Zena составляет активную конкуренцию «Аэрофлоту», который обслуживает тот же рейс только шесть раз в неделю на старом добром Ту-154.
Михаил КУКУШКИН, Вера СИТНИНА, Тбилиси