|
|
N°92, 31 мая 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Каска давит на мозги
Работа Федеральной службы по государственному оборонному заказу тормозится из-за чиновничьих войн
Начала работу Федеральная служба по государственному оборонному заказу (ГОЗ). От эффективности ее работы зависит, будет ли в ближайшие годы российская армия достойно вооружена. В здании на проспекте Академика Сахарова появилась новая вывеска, идет ремонт. В огромном кабинете, где раньше сиживал министр авиационной промышленности, расположился директор новой службы Андрей Бельянинов -- бывший глава «Рособоронэкспорта».
Основной рабочий документ -- Положение о службе, где отражены новые функциональные задачи -- еще согласовывается и визируется в заинтересованных ведомствах. Под прежним вариантом документа г-н Бельянинов не подписался, поскольку по документу выходило, что создается убогая структура, от которой только и ожидают, чтобы она «чего-нибудь сделала». «Если делать чего-нибудь, то и получится что-нибудь», -- резонно заявил новый руководитель ГОЗ. Штат службы также не утвержден, официально числится пока один руководитель, но продолжают трудиться около сотни человек, работавшие при прежнем главе структуры Владимире Матюхине. Людей из «Рособоронэкспорта» Бельянинов не взял -- не тот уровень оплаты труда, оклады меньше «в разы».
Становлению новой структуры очень поможет идущий ныне вал административной реформы. Кроме того, годичный опыт предшественника позволит г-ну Бельянинову обойти «подводные камни», на которые наткнулся генерал армии Матюхин. Ему, в частности, был предписан надзор за техникой общего применения, то есть лишь за малой частью ГОЗ. И г-н Матюхин «для веса» взял на себя мониторинг финансово-хозяйственной деятельности оборонной промышленности, стандартизацию, лицензирование и еще кое-что из полномочий помельче. В результате получился пшик.
Однако, как газете «Время новостей» стало известно от людей из окружения Андрея Бельянинова, последний считает, что Владимиру Матюхину в прессе дана неверная оценка как человеку, который ничего не сделал. Ему не давали ничего сделать. В лице г-на Матюхина увидели человека, который собирается подмять весь оборонный заказ под себя, -- отсюда и активное сопротивление. Например, под всяческими предлогами генерала отсекали от информации и финансов. Мешало работе и явное противостояние Владимира Матюхина с заместителем министра обороны по вооружению генерал-полковником Алексеем Московским. По всей вероятности, это «наследство» перейдет к новому руководителю службы.
Процесс ее создания, кстати, также тормозится. Отчасти, из-за нежелания иметь прозрачную структуру заказов и закупок для вооруженных сил. Поставки за рубеж военной техники и вооружений дают больше 5 млрд долл. в год, гособоронзаказ составляет в этом году примерно столько же -- 148 млрд руб. На эти «серьезные» деньги можно было бы провести и преобразования в оборонном комплексе, и армию вооружить. Однако средства «освоены», а на выходе практически ничего. За «штуки» танков и самолетов никто сегодня не отвечает. Велика разрозненность усилий структур, формирующих и исполняющих гособоронзаказ.
Как рассказывают, на первых порах Андрей Бельянинов, за которым закрепилось амплуа человека, способного развязывать финансовые узлы, попробовал было сосредоточить у себя все деньги оборонного заказа, забрать из аппарата Минобороны, видов и родов войск заказывающие управления. Однако ни один руководитель ведомства с миллионами расставаться не пожелал. Не отдают пока и заказывающие управления, и военную приемку. Но она скорее всего все-таки окажется в структуре новой службы. Несмотря на многочисленные сокращения, на предприятиях оборонно-промышленного комплекса все-таки остались 24 тысячи военных представителей. Это военная элита, однако неорганизованная: военпред на головном заводе не знает, что делают его коллеги на предприятиях кооперации, поскольку они работают на разных заказчиков. В планах Андрея Бельянинова -- сделать институт военной приемки действительно независимым и от заказчика, и от производства, хорошо ее «кормить», чтобы иметь серьезный инструмент для решения проблемы качества оборонной продукции.
Планируемые системные преобразования службы подразумевают отказ от фискальных функций -- для этого есть Счетная палата и военная прокуратура. Кстати, по данным главного военного прокурора, дел по несоблюдению контрактов на поставку вооружений российской армии сегодня нет вообще. Основной же задачей службы по ГОЗ станет организация торговых тендеров и контроль за педантичным исполнением контрактов. Тут заметна ориентация на западный опыт: в США существует федеральная контрактная система, во Франции руководитель аналогичной структуры приравнивается к начальнику Генштаба. Вероятно, будут введены типовые контракты с четко прописанными правами и обязанностями сторон. У таких контрактов много противников, поскольку промышленность вынуждена будет платить заказчику пени за несвоевременное и некачественное исполнение заказа, как это делается сегодня в отношении иностранных заказчиков. Мало того, в контрактах будет прописана гарантия на возврат аванса. Сегодня, когда банковская система в России устоялась, это возможно. Контракты будут заключаться не на год, как сегодня, а сроком до трех лет. В них будет прописана возможность обращения в арбитражный и международный суды.
По некоторым данным, Андрей Бельянинов задумал провести инвентаризацию в Минобороны, как сделал в «Рособоронэкспорте» через год пребывания в должности. Это будет без преувеличения революционный шаг. Сегодня при продаже техники и вооружения «из наличия» минобороновские чиновники вкрадчиво говорят: «Вы скажите, чего вам надо, тогда мы скажем, есть ли это у нас».
Категория у Андрея Бельянинова в нынешней должности -- государственный советник первого класса, то есть генерал-полковник, однако он остается сугубо гражданским человеком и, как рассказывают люди из его окружения, подчиненных своих просит не обращаться друг к другу по званиям («Чтобы каска не давила на мозги»), отменил команду «Товарищи офицеры!», которая подается при появлении начальника. Как говорят в Минобороны, новый руководитель службы отвел себе два года, чтобы наладить работу. Меньший срок не получается, поскольку структура формирования и реализации гособоронзаказа -- процесс длительный. Г-н Бельянинов уверен -- служба по гособоронзаказу может стать эффективным инструментом управления не только оборонно-промышленным комплексом, но и экономикой государства в целом.
Николай ПОРОСКОВ