Время новостей
     N°92, 31 мая 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  31.05.2004
Мастера стали «Мастерами»
У художников появилась экспертная награда
Лучшим художником России является Михаил Рогинский. Теперь уже официально. Профессиональное сообщество -- сотрудники музеев, галерей, художественные критики -- проголосовало дружно. В номинации «живопись» первым лауреатом новорожденной негосударственной премии «Мастер» стал художник уважаемый и любимый, в прошлом году подтвердивший высокую репутацию ретроспективной персональной выставкой в Третьяковской галерее. А ведь в этом труднейшем жанре -- прижизненном подведении итогов -- удач бывает немного. Рогинскому же удалось прожить жизнь так, что и ранние его работы, и самые свежие равно интересны.

Премия подводила итоги 2003 года. Но триумф Рогинского продолжается. Недавно его выставка открылась в Русском музее; вышел наконец долгожданный каталог выставки в Третьяковке. Знаменательно, что выставкой Рогинского открылась в Москве венская галерея Егармина (бывшая Каренина), двенадцать лет представлявшая сливки русского искусства, в том числе и творчество Рогинского, западному зрителю и покупателю. Увы, тяжелобольной художник не смог присутствовать на вернисажах и премиальных торжествах.

До прошлой недели наше изобразительное искусство было позади практически всей цивилизованной части планеты по части премий. Странная создалась ситуация: творческие достижения (и даже коммерческие) вроде есть. А премий, если не считать сделавшейся совершенно уже невнятной Государственной, нет. Ситуацию взялись исправлять энтузиасты из галереи «Ковчег». Спешили, и потому премия не обрела приличествующего материального выражения, оставшись почетным мнением профессионалов. Платонический статус -- не принципиальное решение. Равнение на литературную премию Андрея Белого -- шаг не концептуальный, вынужденный. Организаторы надеются, что в будущем году премия приобретет и некоторое материальное выражение.

Предложенные номинации -- немного неожиданное и старомодное разделение творцов на живописцев и графиков -- немного удивили. Но не помешали высказаться людям широко известным и многоуважаемым. Результаты можно считать объективными не в силу отдельных имен экспертов или критиков, а за счет действительно широкого охвата профессионально заинтересованных в предмете людей. Экспертное жюри работало весь год -- отбирая лучшее. Критики участвовали лишь в финальном голосовании. В номинации «живопись» мнения экспертов и критиков сошлись. В «графике» -- разошлись. Большие любители и знатоки графики (музейные эксперты) выбрали Нину Котел; критики -- Константина Батынкова, приятно удивившего в прошлом году «снежной» выставкой в галерее «Крокин». Как ни странно, но общественное признание и в случае Батынкова оказалось немедленно подкреплено жестоким рынком. Чудесные черно-белые картины (все же не графика) разлетаются на проходящей сейчас «Арт-Москве», как горячие пирожки. Трогательно совпадение кажущихся несовместными миров -- музейного, критического и рыночного -- при очевидном отсутствии тайного сговора и заранее обдуманных намерений.

Фаина БАЛАХОВСКАЯ
//  читайте тему  //  Выставки