|
|
N°87, 22 мая 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Моретти -- победитель
В Канне вручили награды
Как и ожидалось, обладателем «Золотой пальмовой ветви» стал итальянский режиссер Нанни Моретти. Его камерная мелодрама «Комната сына» завоевала симпатии и публики, и международной прессы, и авторитетного жюри под председательством актрисы Лив Ульман. Результат предсказуемый, предсказанный (в том числе и нашей газетой) и легко объяснимый.
Что происходило в Канне на экране? У Ольми итальянские государственные деятели XVI века рассуждали о вреде огнестрельного оружия, у Годара непонятные личности вели беседы о смерти, памяти и французском Сопротивлении, у Оливейры престарелый актер уходил со съемочной площадки, у Сокурова долго умирал немощный Ленин... Что происходило в Канне в жизни? Звезды топтали красный ковер, осоловелые поклонники, вооружившись «мыльницами» и стремянками, с раннего утра дежурили у лестницы фестивального дворца, бомжи, расположившиеся на набережной Круазетт, торговали игрушечными монструозными кроликами со светящимися красными глазами, съехавшиеся со всей Франции воры изымали у гостей кошельки и компьютеры, разноязыкая толпа гуляла до утра... Что я имею в виду? Очень просто: почти все фильмы конкурса, при всем своем разнообразии, вызывали у зрителей ощущение, что «это не про нас». Холодноватая и скучноватая конкурсная программа, составленная почти исключительно из произведений проверенных классиков авторского кино, получилась слишком уж далекой от современной жизни, ее языка и ритма. На этом фоне фильм Моретти, в котором действуют подчеркнуто заурядные герои, с забавной точностью выхваченные из повседневности, показался новым словом в кино.
«Комната сына» именно что «про нас». Сюжет картины -- смерть близкого человека -- это событие, с которым сталкивается каждый из живущих на земле людей. Именно поэтому вполне традиционная и не амбициозная картина Моретти, снятая тактично и умно, воспринимается не просто как рядовая мелодрама, а как символистская притча о современном человеке.
То, что приз за главную женскую роль достанется Изабель Юппер, ожидали многие. Но мало кто предполагал, что ее партнер по «Пианистке» Михаэля Ханеке Бенуа Мажимель получит приз за мужскую роль, а сам фильм удостоится Гран-при жюри. Картина Ханеке, известного у нас по «Забавным играм», во многом несовершенна и искусственна, но в умении создать тягостную атмосферу бытового кошмара и поиграть на нервах зрителя режиссеру не откажешь.
К ликованию вашего корреспондента самый страшный и смешной фильм фестиваля -- «Малхолленд драйв» Дэвида Линча -- все-таки был отмечен жюри за режиссуру, хотя по структуре он и выглядит повторением «Шоссе в никуда». Приз за режиссуру Линч поделил с братьями Коэнами, создавшими эстетически безупречную, хотя и неглубокую стилизацию «черного фильма» «Человек, которого там не было». Приз за сценарий получила конъюнктурная трагикомедия «Ничейная земля» -- словенский фильм о боснийском конфликте, снятый на западные деньги исключительно для западных зрителей. «Золотая камера» (приз за лучший дебют) досталась «Быстрому бегуну» Захарии Кунука (фильм, представлявший Канаду, снят первым режиссером из кочевой народности инуитов). И наконец, приза за техническое совершенство заслуженно удостоился тайваньский звукооператор Ду Туу-Чих, работавший сразу на двух фильмах конкурсной программы -- «Сколько времени там, внизу?» и «Миллениум мамбо».
Алексей МЕДВЕДЕВ, Канн--Москва