|
|
N°90, 27 мая 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Snow-show зажигает
Две нечаянные радости против «священных коров»
Нежданно-негаданно суперхитом ярмарки «Арт-Москва» стал проект Андрея Бартенева «Лондон под снегом». От устроителя бесконечных костюмированных балов с объектами-трансформерами никто не ждал чего-то такого, что было бы достойно высокого статуса Contemporary Art. Ну веселится человек, ну одевается в шмотки кислотного цвета, ну черные очочки в канареечной оправе на нем, ну шарики, ну бантики, ну просто хрен-знает-что... А тут вдруг, бац... Бартенев «сделал» «Арт-Москву». Всем известные галереи в который раз выставили на продажу всем известные работы всем известных «священных коров» российского Contemporary Art. А Бартенев вспомнил, что без импровизации и ломки стереотипов искусству крышка. И сотворил нечто такое, что не стыдно выставить и на лучших мировых выставках. Что-то очень изысканное, тонкое, умное, одновременно зрелищное, дорогое, высокотехнологичное. Патроном выступила галерея «Роза Азора».
Входим в темный зал... Клином на стенах -- девять экранов. По всем одновременно показывают имиджевый фильм о жизни Лондона, с Биг-Беном, караулом, Темзой и в меру эксцентричными аборигенами. По экранам плывут снежинки цвета красно-синего британского флага. На подиуме перед экранами сверкают двадцать пять диодных табло, тоже цвета британской империи. Каждое табло устроено так: наверху красные фонарики, внизу вертятся синие электрические буковки с какой-нибудь чепухой чепушистой вроде тех, что писали Кэрролл или Эдвард Лир (об устрицах, луне, веселье и вине). Действо сопровождается очаровательной и очень ритмичной песенкой падающих снежинок Олега Кострова на английские стихи Андрея Бартенева в исполнении Юлии Джуси.
Само пространство этой инсталляции воздействует на тебя просто гипнотически. И Лондон под снегом (почему?), и музыка и цвет завораживают так, что уйти обратно из темной комнатки в зал высоколобого творчества других мастеров искусств совершенно не в силах. Вот оно, счастье! И кстати, все эти тонкие проблемы национальных культурных мифов, идентичности, иронического остранения присутствуют в работе Бартенева, но на правах невесомых снежинок, а не летящих в головы зрителя булыжников-манифестов и падающих сосулек-деклараций.
Импровизация forever! На вернисаже «Арт-Москвы» благодаря ей случился еще один не запланированный устроителями подарок. Интернет-хиппи Flash-mob-движения целой армией атаковали здание ЦДХ на Крымском. Аукнувшись по «аськам», они все пришли в 18.30, и у каждого в руках была деревянная реечка. Беззвучно и молниеносно оккупировав третий этаж ЦДХ, «флэш-мобы» очертили на полу реечками свое собственное пространство «Арт-Москвы». Тонкая деревянная линия протянулась по всей анфиладе огромных комнат, а счастливые акционисты выстроились по этой линии, являя собой живой, веселый и жизнерадостный артобъект.
Сергей ХАЧАТУРОВ