|
|
N°87, 22 мая 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
В алмазном бизнесе повеял ветер перемен
Россия уже знает, чего она хочет от De Beers
Сообщения информационных агентств о том, что Россия не имеет четкой позиции в нынешних переговорах с De Beers, глава Гохрана Валерий Рудаков опровергает в присущей ему манере -- мягко, но решительно. «Это глупость, -- сказал он газете «Время новостей». -- Россия знает, чего хочет, и она объявила об этом De Beers. А De Beers именно этого и не хочет».
Г-н Рудаков не пояснил, чего именно не хочет корпорация, ссылаясь на обязательство не комментировать ход переговоров. «В известной мере это так», -- сказал он, отвечая на вопрос о том, отражает ли позицию России известный проект президентского указа о ввозе и вывозе алмазов и бриллиантов, который коренным образом меняет сложившуюся в России систему торговли алмазами, фактически не оставляя в ней места для De Beers (см. «Время новостей» от 21 февраля 2001 года).
Выступая вчера на парламентских слушаниях, посвященных промышленности драгоценных металлов и драгоценных камней, г-н Рудаков сообщил, что проект указа резко расширяет права компании АЛРОСА, которая сможет получить квоты на экспорт алмазов сроком не на год, как сейчас, а на пять лет, и что она сможет продавать камни «не только De Beers, но и любым другим покупателям в мире». Он подчеркнул, что указ снимает многие ограничения, которые прописаны в действующем сейчас торговом соглашении между Россией и De Beers. Например, проект позволяет ограночным предприятиям вывозить камни за границу для огранки на давальческой основе.
Надо полагать, что такое резкое изменение условий соглашения (сейчас весь российский экспорт идет через De Beers, а давальческая огранка запрещена) не вызывает у De Beers энтузиазма. Рудаков не сказал, пойдут ли стороны на компромисс или же предпочтут разорвать отношения, отметив, что все это решается в ходе переговоров.
Выход еще одного указа -- о ввозе-вывозе изделий с драгоценными металлами -- ожидается, по словам г-на Рудакова, со дня на день, поскольку он уже согласован в правительстве. В соответствии с ним экспорт ювелирных изделий будет производиться без лицензий, квот и других ограничений.
Но с другими законодательными инициативами дело обстоит не так хорошо. Выступавшие говорили, что закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», вышедший четыре года назад, не работает, потому что не разработаны необходимые нормативные акты к нему. И так обстоит дело во всех областях -- чуть ли не каждый докладчик жаловался на законодательную базу и на то, что любое нововведение надо «пробивать», бегая по чиновникам, и не с пустыми карманами. Глава Пробирной палаты Александр Переведенцев по этому поводу гневно продекламировал стишок Губермана: «Россию не поднять с колен, покуда плеть нужна холопу. Нам свежий ветер перемен всегда вдували через... одно место».
В зале захлопали.
СПРАВКА
Доля России в мировой добыче алмазов превышает 20% -- в 2000 году в стране было добыто алмазов на 1,6 млрд долл. В 2000 году Россия произвела бриллиантов на 850 млн долл., из них 97% ушло на экспорт. Доля России в мировом выпуске бриллиантов составляет 6,7%.
Производство золота в стране, несмотря на чрезвычайно низкие мировые цены на этот металл, увеличивается. За два года прирост составил 27 т, и в 2000 году было получено 142,6 т (в том числе из недр -- 130,7 т, попутно -- 10,5 т, вторичная переработка дала 1,46 т).
Доля России в мировом ювелирном производстве составляет 0,4%. В прошлом году отечественная ювелирная промышленность использовала 15--17 т золота.
Анастасия НАРЫШКИНА