|
|
N°91, 28 мая 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Следите за руками
При снижении Единый социальный налог может вырасти
На следующей неделе должна разрешиться самая запутанная интрига налогового пакета: кого коснется снижение Единого социального налога (ЕСН). Объявленное правительством снижение соцналога на девять процентных пунктов, с которым связывались надежды на выход зарплат из тени, на деле снижает налог лишь на зарплаты бюджетников. Налоги на крупные заработки -- от 900 долл. в месяц -- не изменятся. Зато повысятся социальные отчисления с зарплат от 300 до 900 долл. Если правительственный вариант будет принят без изменений, то обещанное снижение налоговой нагрузки окажется фикцией.
Правительство предлагает со следующего года облагать годовой фонд оплаты труда каждого сотрудника (имеется в виду «белая» зарплата без вычета налогов) до 300 тыс. руб. по ставке 26%, от 300 до 600 тыс. руб. -- по ставке 10% и свыше 600 тыс. руб. -- двухпроцентной ставкой ЕСН.
Сегодня те предприятия, где сотрудники имеют официальный ежегодный заработок (без учета налогов) более 100, но менее 300 тыс. руб. в год (300--900 долл. в месяц), платят соцотчисления по ставке 20%. Большинство российских предприятий подпадает под эту категорию. Речь идет о тех предприятиях, которые после вычета ЕСН и подоходного налога реально платят своим работникам в пределах 220--660 долл. в месяц. Как раз они станут прямыми кандидатами на увод зарплат в тень после принятия правительственных поправок о снижении ЕСН.
Для организаций с низкими зарплатами (или по крайней мере с низкими «белыми» заработками) снижение соцналога, наоборот, станет подарком. Там, где годовой фонд оплаты труда сотрудника меньше 100 тыс. руб. (что в реально получаемых на руки деньгах означает 4,2 тыс. руб. в месяц), с фонда оплаты труда придется отчислять уже не 35,6, а 26%.
Если, реформируя систему соцотчислений, правительство делает ставку на эту категорию предприятий, оно рискует просчитаться. С одной стороны, конечно, людей с такими доходами много. Если судить по данным Госкомстата, в прошлом году в стране низкооплачиваемыми можно было назвать 60% работников, получающих в месяц не более 4,5 тыс. руб. Вполне достойный процент населения, ради которого стоит снижать налоги и создавать условия для «обеления» зарплаты. Другое дело кто именно входит в эти 60%. Менее 4 тыс. руб. в месяц получают сейчас разве что бюджетники. Выхода из тени, правда, ждать тут трудно, так как и сейчас в госорганизациях «очернение» зарплат вроде не принято. Если же правительство делает расчет на то, что из тени начнет выходить другая категория, фиктивно низкооплачиваемые (кто получает большую зарплату в конвертах, а меньшую часть -- «вбелую»), то оно скорее всего мало информировано о реальной жизни людей. Там, где существуют и «черный», и «белый» фонд оплаты труда, «белая» зарплата просто «рисуется» чуть выше (к примеру, 4500 в месяц), чтобы попадать в 20-процентную ставку налога.
Затеянная по большому счету только ради бюджетников реформа ЕСН вынудила правительство искать источники, которые компенсируют столь резкое снижение налога. Произойдет это даже не за счет тех, кто получает действительно большую зарплату, а за счет тех, чьи годовые доходы составляют от 264 до 300 тыс. руб. (то есть 760--900 долл. ежемесячно). А с вычетом налогов это реально получаемые на руки 460--660 долл. в месяц. Для тех, чьи зарплаты превышают 460 долл., новая шкала ЕСН принесет не снижение, а повышение соцналога. Дело в том, что шкала ставок ЕСН, по которой бухгалтеры рассчитывают налог, имеет шаг не ровно 35,6--20--10--2%, а проценты плюс фиксированная сумма. И если с зарплаты 22 тыс. руб. в месяц по новым правилам налогов придется заплатить больше лишь на 240 руб., то с заработка 25 тыс. руб. налоговые новации снимут дополнительно 3600 рублей.
Альтернативный вариант разбивки шкалы ЕСН предложили депутаты налогового подкомитета. По их расчетам, чтобы не допустить повышения нагрузки ни для одной из категорий, нижний предел шкалы нужно снизить с 300 до 264 тыс. руб. Уменьшения налоговой нагрузки не произойдет, зато она и не вырастет. Правительство пока не определилось со своей позицией. На недавнем заседании налогового подкомитета Думы заместитель министра финансов Сергей Шаталов заявил: «Если мы пойдем на этот вариант -- потеряем 9 млрд руб., это слишком много». Отвечая на удивленные вопросы депутатов, а как же тогда быть с легализацией зарплат, чиновник проговорился: «У нас нет цели легализации, у нас есть цель сократить ЕСН».
Именно так поняли свою цель конкретные исполнители политического заказа «снижать налоговое время на фонд оплаты труда».
Ирина СКЛЯРОВА