|
|
N°90, 27 мая 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Секретные материалы
Сегодня правительство утвердит новый регламент своей деятельности
Новый регламент оказался новаторским. Он снимает серьезную документальную нагрузку с руководства кабинета министров. Нагрузка перекладывается на плечи министров, которых неспроста, судя по словам высокопоставленных чиновников Белого дома, усиливали.
Правительство теперь будет заниматься только законодательными инициативами, исходящими непосредственно от министров, федеральных служб и агентств, частично надзорной и частично правоприменительной деятельностью. Лишь в исключительных случаях -- очевидно, когда на то будет воля президента, -- правительство станет утверждать протоколы или распоряжения, инициированные не перечисленными выше субъектами.
По новому регламенту после внесения министром того или иного законопроекта, этот документ в течение пяти дней должен быть проверен аппаратом на соответствие регламенту. И если будут найдены нарушения -- отправлен обратно в ведомство. По истечении пятидневного срока решение о возврате министру его инициативы может принять лишь премьер или его заместитель. За аппаратом правительства помимо статистической сверки на предмет соответствия регламенту какого-то документа остается функция оценки законопроектов по существу. Но заключение аппарата правительства будет считаться заключением лишь в том случае, если пройдет утверждение на правительственной комиссии по законотворческой деятельности.
Говорят, что в новом регламенте расписана процедура согласования разногласий на случай, если профильное министерство не смогло добиться одобрения от всех заинтересованных лиц. Но поскольку по новому регламенту список необходимых для согласования ведомств определяет министр, который, собственно, вносит законопроект в правительство, понятно, что процедура утряски разногласий становится чистой формальностью.
Помимо облегчения работы с документацией для аппарата Белого дома в регламенте, возможно, останутся и довольно расплывчатые нормы операций с информацией. До сей поры высшим достижением в отношениях правительства, СМИ и гражданского общества считалось постановление кабинета министров №98 «Об информационной открытости». Его приняли при премьерстве Михаила Касьянова с большими проблемами. Против документа выступали даже такие активные либералы, как министр финансов Алексей Кудрин, не говоря уж о нелибералах. Однако идею открытости удалось узаконить, и правительство вместе с министерствами обязали публиковать на своих сайтах рассматриваемые на заседаниях кабинета министров законопроекты без грифа «Секретно».
После отставки кабинета Касьянова про постановление №98 чиновники постарались забыть. Новый регламент незаметно должен был вообще свести его на нет. Предполагалось, что правительственные документы и сведения станут распространяться по решению премьера, его заместителя или руководителя аппарата.
Но, по сведениям газеты "Время новостей", сегодня тотального засекречивания деятельности кабинета не произойдет. Высокопоставленный правительственный источник заявил, что правительственные документы и сведения станут распространяться в первую очередь в соответствии с законодательством, президентскими и правительственными актами. И только потом -- в соответствии с решениями руководства Белого дома. Тот же источник подтвердил корреспонденту газеты «Время новостей», что новый регламент «отнюдь не приходит в несоответствие с постановлением №98, оно не будет аннулировано, и правительственные и министерские чиновники будут действовать в соответствии с ним». То есть появится шанс, как и прежде, видеть на министерских сайтах проекты законов, одобренных кабинетом министров.
Вера КУЗНЕЦОВА