|
|
N°87, 22 мая 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Золото партии
Под имя генсека бизнесмены были готовы заложить миллионы долларов
Таинственное «золото партии», якобы припрятанное в свое время руководителями КПСС, до сих пор приносит некоторым особо предприимчивым гражданам неплохой доход. Несколько ловких дельцов, например, сумели заработать на этой истории миллионы долларов. Выдавая себя за распорядителей партийного наследства, они уверяли, что золотой запас спрятан в России и Бельгии, и даже выпустили подтверждающие этот факт сертификаты. Партийное богатство, существующее лишь на бумаге (750 тонн золота и 460 тонн серебра), аферисты оценили в 10 млрд долларов. И вера в мифы оказалась столь велика, что несколько российских банков и крупных западных фирм отдали под залог несуществующего золота кредиты, партии продуктов, бензина, дизельного топлива. Доверчивость коммерсантов объяснялась тем, что мошенники предъявляли документы, подписанные бывшими руководителями правительства России, а один из них представлялся Владимиром Константиновичем Черненко -- сыном генсека ЦК КПСС. Как выяснили сотрудники ГУБОП и Следственного комитета (СК) при МВД, бумаги эти были липовыми, как и родственная связь с партлидером. Впрочем, фамилия и отчество у сына генсека были свои, настоящие.
Идейным вдохновителем и организатором аферы, которую сотрудники СК считают одной из крупнейших на рынке драгоценных металлов, стал предприниматель-инвалид (он почти слепой) Михаил Загребельный. Помощь ему оказывали руководители мелких фирм Евгений Ветров и Евгений Сорокин, а прикрытие в криминальном мире делал вор в законе Максим Хван. Главная же роль отводилась хозяину предприятий «Армстрон» и «Рускон» Владимиру Черненко.
Воспользовавшись расхожим мифом об исчезнувшем «золоте партии», дельцы решили сделать на нем капитал. На острове Мэн в Великобритании они создали компанию MET Corporation ltd. и принялись объезжать крупнейшие золотодобывающие предприятия -- «Балей-золото», «Дальневосточная горнорудная компания», «Карамкенский горно-металлургический комбинат» и т.д. Ссылаясь на свои связи в верхах, мошенники предлагали руководителям предприятий помощь в получении иностранных инвестиций и в увеличении бюджетного финансирования. Руководители верили гостям, особенно сыну генсека, и заключали с MET договоры о сотрудничестве, согласно которым фирма с острова Мэн обязалась помочь деньгами, а золотодобытчики в ответ -- делиться с ней драгметаллами, добытыми сверх госзаказа. Для пущей убедительности Загребельный и Ко даже показывали своим партнерам увесистую папку документов: решение комитета Госдумы по налогам, письмо, подписанное завуправделами Госдумы Брусницыным, и распоряжение правительства за подписью вице-премьера Анатолия Чубайса (позже выяснилось, что это были качественные подделки) о том, что государство действительно приняло решение профинансировать золотодобытчиков. Последние благодарили покровителей, иногда даже премировали их десятками тысяч долларов, но главное -- выдавали благодетелям некоторые свои учредительные документы и письма о якобы хранившихся на предприятиях запасах золота и серебра, принадлежавшего МЕТ.
Собрав такие бумаги, Загребельный и Ко зарегистрировали ЗАО «Якутзолототраст», и с 1995 по 1996 год выпустили от его имени 111 «сертификатов на депозит», якобы обеспеченных 750 тоннами золота и 460 тоннами серебра. Часть «ценных бумаг» дельцы положили на хранение в бельгийский «Кредит-банк», а другую -- в московское представительство латвийского «Саулес-банка», получив в банках соответствующие документы. При этом аферисты сделали копии сертификатов, которые умудрились заверить у одного столичного нотариуса, а также поставить на них официальные печати сектора легализации Минюста и Краснодарского агентства оценщиков.
Обладая проштампованными «ценными бумагами», мошенники стали искать, кому бы их всучить. Предполагаемым партнерам опять рассказывалась сказка о «золоте партии» (мол, и в Бельгии оно припрятано, и у нас), а Черненко при этом многозначительно кивал. Одними из первых на удочку попались руководители зарегистрированной в Лихтенштейне фирмы Agrohansa AG, согласившиеся под залог векселей передать МЕТ продуктов почти на 500 млн долларов. Вскоре в доверительное управление Agrohansa AG дельцы передали три ценные бумаги на 37 тонн золота. В обмен на них в Россию поступили свинина, конфеты, соки, газировка -- на сумму 350 тыс. долларов. Вырученные от продажи деньги аферисты поделили между собой. Когда же Загребельный и Ко захотели получить еще продуктов под залог векселей уже на 176 тонн золота, Agrohansa AG раскусила подделку и через московское представительство обратилась в милицию.
Следующими жертвами стали коммерческий банк «Останкино» и концерн «Петролеум ЛТД». Дельцы заложили в банк векселя на 580 тыс. долларов, получили взамен банковскую гарантию и обменяли ее у одного из представителей «Петролеума» на 1711 тонн бензина и 950 тонн дизельного топлива. Вспыли все эти аферы несколько лет назад, когда сотрудники СК задержали всю компанию. На днях над ними должен начаться суд, дожили до которого, впрочем, не все -- Максим Хван вскоре после ареста покончил с собой.
Александр ШВАРЕВ