|
|
N°90, 27 мая 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Задача с процентами
Правительство определит цену услуг естественных монополий
Сегодня на заседании правительства будут установлены тарифы на услуги естественных монополий на 2005--2006 годы. Накануне заместитель министра экономического развития Андрей Шаронов поделился планами своего ведомства в этой сфере.
МЭРТ рассчитывает, что тарифы, предложенные им, будут поддержаны всеми членами кабинета. Тем более что в основном договориться с монополистами удалось. Единственный конфликт, полагают в МЭРТ, может случиться по тарифам для "Газпрома". Впрочем, г-н Шаронов настроен философски. Во-первых, пояснил он, это повторяется из года в год, а во-вторых, основные споры возникнут не по будущему году, а по 2006 и 2007 годам. Как видно по цифрам, именно с 2006 года Министерство экономики намерено серьезно урезать тарифные аппетиты монополистов.
На будущий год Минэкономразвития предлагает следующее повышение тарифов. Для «Газпрома» -- на 20%, для электроэнергетики -- на 9,5%, на железнодорожные перевозки предлагается вилка -- от 6,5 до 8,5%. В 2006 году планируется увеличение тарифов на газ на 11%, на электроэнергию на 7,5% и на железнодорожные перевозки в диапазоне от 2 до 7,5%. Некоторые эксперты оценивают обоснованность увеличения тарифов железной дороги исходя из инвестиционных планов ОАО "РЖД" в 2006 году лишь на 2%, отметил г-н Шаронов, объясняя столь маленькую нижнюю планку роста цен для отрасли.
Заявки, как водится, были выше, но МЭРТ, по словам заместителя министра, «занял жесткую позицию». «Газпром» предлагал повышение на 23% в будущем году, и на 31% в 2006-м. Так что причина конфликта очевидна. МЭРТ на 2006 год предлагает втрое меньше, чем рассчитывал "Газпром". Предложения энергетиков учтены полностью, а РЖД предлагал повысить тарифы в 2005 году в размере годовой инфляции, а в 2006-м -- на 9%.
Сейчас в МЭРТ, как рассказал г-н Шаронов, идут «концептуальные обсуждения» вопроса о ликвидации перекрестного субсидирования. По его словам, в настоящее время объем перекрестного субсидирования в электроэнергетике в целом по России с учетом всех льгот составляет 53 млрд руб. «Перекрестное субсидирование -- большое зло, поясняет замминистра, так как не стимулирует потребителей экономить и демотивирует поставщиков». Впрочем, конкретных предложений по борьбе с этим «злом» у МЭРТ пока нет. Зато они уже есть у самой заинтересованной стороны -- РАО "ЕЭС".
Суть предложений РАО "ЕЭС" состоит в том, чтобы легализовать перекрестное субсидирование. Для этого всех потребителей электроэнергии предлагается разделить на две категории: субсидируемые (население) и субсидирующие. С последней категории предполагается собирать единый сбор и направлять на доплату за электроэнергию, потребляемую населением. Однако, по словам г-на Шаронова, есть сложности как с легализацией надбавки, так и с дифференциацией потребителей. Дело в том, что в регионах с большим количеством предприятий доля населения в оплате электроэнергии мизерна. В Иркутске, например, она составляет всего 7%. Зато в сельских регионах ситуация прямо противоположная. Так что отмена перекрестного субсидирования хотя и очень нужна, но случится, видимо, не скоро. По крайней мере сегодня этот вопрос на заседании правительства обсуждаться не будет.
Вера СИТНИНА