|
|
N°90, 27 мая 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Это даже не священник
Представителя ПАСЕ не пустили к Ходорковскому
Вчера представителю Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), специальному докладчику по «делу ЮКОСа» Сабине Лойтхойзер-Шнарренбергер так и не удалось побеседовать с Михаилом Ходорковским и Платоном Лебедевым об их уголовном деле. Об условиях содержания под стражей самых знаменитых подследственных России она узнала «из вторых рук», хотя и весьма авторитетных -- лично от начальника ГУИН Минюста Владимира Ялунина. Не касаясь подоплеки дела, г-н Ялунин сообщил о состоянии здоровья Платона Лебедева. «За время пребывания в следственном изоляторе он 21 раз был осмотрен врачами и еще 14 раз отказывался от нашего предложения пройти медосмотр, -- уточнил он. -- По данным медиков, его состояние удовлетворительное. В целом соответствует его возрастным и физиологическим параметрам». Что же касается Михаила Ходорковского, то начальник ГУИН заверил представителя ПАСЕ, что он регулярно встречается с родственниками и адвокатами и что «жалоб с его стороны в адрес администрации не поступало».
Между тем подоплека дела интересовала посланца ПАСЕ едва ли не больше, чем условия содержания совладельцев ЮКОСа. Ведь именно с этой миссией она и приехала в Россию. «Я намерена независимо, объективно и беспристрастно оценить эту ситуацию. Только после рассмотрения всех деталей дела я смогу предоставить свой доклад в Комитет по правам человека Совета Европы», -- заявила г-жа Лойтхойзер-Шнарренбергер по прибытии в Москву. Однако в российской столице ей весьма доходчиво объяснили, что любопытство -- еще не повод для того, чтобы добиваться пропуска в СИЗО. Имея же статус представителя ПАСЕ, можно рассчитывать исключительно на добрую волю российских официальных лиц (как, к слову, и чиновников большинства европейских государств). То есть, скорее, большой удачей следует считать прием г-жи Лойтхойзер-Шнарренбергер в Минюсте и Генпрокуратуре, а вот отказ во встрече с фигурантами дела ЮКОСа неудачей не является. Председатель Мещанского суда Москвы Александр Лукашенко, куда представитель ПАСЕ обратилась с официальным запросом, на вполне законных основаниях не разрешил ей свидание с Михаилом Ходорковским и Платоном Лебедевым, поскольку она не является близким родственником, адвокатом, консулом или хотя бы священником.
Впрочем, адвокаты олигархов, прекрасно знающие об этом, все же попытались использовать отказ в свидании Сабине Лойтхойзер-Шнарренбергер для того, чтобы лишний раз привлечь внимание европейцев к скандальному делу. Адвокаты Евгений Бару, Елена Липцер, Карина Москаленко и Юрий Шмидт выступили с публичным заявлением, в котором выразили протест по поводу такого решения суда. Сами же они на встрече с докладчиком ПАСЕ попытаются изменить впечатления г-жи Лойтхойзер-Шнарренбергер от посещения Минюста. Защитники г-на Ходорковского в отличие от руководства ГУИН считают, что, несмотря на отсутствие «жалоб в адрес администрации», в «деле ЮКОСа» налицо нарушение прав человека вообще и Европейской конвенции по правам человека в частности. Прежде всего защита считает незаконным само содержание под стражей подследственных.
Ирина БЕЛАШЕВА