|
|
N°89, 26 мая 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Бензиновый заслон
Правительство Украины запретило экспорт топлива и убедило нефтяников снизить на него цены
Из-за резкого роста цен на бензин на Украине -- на 30--50% за последние две недели -- правительство пошло на беспрецедентные меры. Вчера премьер Виктор Янукович подписал постановление о прекращении на неделю экспорта нефтепродуктов из страны. Правительство надеется, что таким образом сможет «насытить» рынок и цены упадут. Соответствующая договоренность с участниками нефтяного рынка, по словам г-на Януковича, достигнута «на добровольной основе» в минувшие выходные. Кто эти «участники» -- не уточняется, но, как известно, собственниками большей части украинских НПЗ являются российские компании. Кроме того, кабинет министров, по словам вице-премьера Украины Андрея Клюева, смог договориться с компаниями (их названия также не сообщаются), работающими на рынке нефтепродуктов, о снижении рентабельности их собственных или джобберских (т.е. работающих под брендом крупных холдингов) АЗС, что позволит, по расчетам правительства, снизить цены на бензин на 10%.
«Потолок» рентабельности для компаний-оптовиков, торгующих светлыми нефтепродуктами, украинское правительство на ближайший месяц установило на уровне 7%, а для джобберской сети -- 13%. Ограничения могут быть продлены «до стабилизации цен на мировом рынке». «Если нефтетрейдеры не пойдут нам навстречу, мы будем принимать непопулярные меры, поскольку с ценовой политикой на нефтепродукты связана безопасность страны», -- сказал г-н Янукович.
На украинском рынке нефтепродуктов работает несколько крупных компаний: «ТНК-Украина», «ЛУКОЙЛ-Украина», «Альянс-Украина», «Укртатнафта», «Укрнафта». По словам г-на Клюева, которые приводит Интерфакс, пока холдинги согласились снизить рентабельность лишь на месяц. В московских офисах компаний, работающих на Украине, отказались комментировать договоренности с правительством республики. Правда, в одной из них сообщили, что достигнутые соглашения пока документально не закреплены: «Во вторник до пяти часов вечера кабинет министров запрашивал у нас информацию, и в среду, как мы предполагаем, компаниям будет представлен договор. Пока мы не увидим этого документа, давать комментарии не имеет смысла», -- заявили нефтяники. Также они добавили, что для джобберских заправок соглашение будет носить рекомендательный характер. Впрочем, понятно, что вряд ли кто решится нарушить эти рекомендации.
Цены на бензин растут из-за их рекордного 40-процентного скачка на внешних рынках, сезонного повышения спроса и увеличения Россией экспортной пошлины на нефть. К тому же на летний ремонт встали сразу два самых крупных украинских НПЗ -- Лисичанский и Херсонский. А г-н Клюев называет еще один фактор, влияющий на рост цен: «искусственно созданный ажиотаж», открывающий простор для спекуляций. Чтобы пресечь такие тенденции, сообщил он, правительство намерено обратиться в антимонопольный комитет. Кроме того, обсуждается вопрос о введении украинской экспортной пошлины на экспорт нефти в период сезонного спроса и создании стратегического резерва из 15% нефти, добываемой на Украине.
Политики же используют бензиновый кризис в собственных целях: национал-демократическая оппозиция говорит о «грабеже народа» и винит во всем «бездеятельность правительства», которое «ничего не сделало для диверсификации поставок нефти» через трубопровод Одесса--Броды. Коммунисты в свою очередь клянут «горстку финансово-промышленных и торговых воротил-монополистов».
Светлана СТЕПАНЕНКО, Киев, Денис РЕБРОВ