|
|
N°89, 26 мая 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Виртуальный генерал
Президент уволил первого заместителя министра обороны
Вчера случилось то, чего люди, близкие к оборонно-промышленному комплексу, ожидали давно: указом президента освобожден от должности первого заместителя министра обороны Российской Федерации и уволен в запас генерал армии Владимир Матюхин. Чаще имя г-на Матюхина связывали со второй его ипостасью -- постом председателя Государственного комитета по государственному оборонному заказу, который генерал потерял месяцем раньше. Более чем за год работы комитет ровным счетом ничем себя не проявил. Между тем президент возлагал большие надежды на новую планирующую и одновременно фискальную структуру.
Верховный главнокомандующий ожидал, что с созданием этого комитета станет прозрачной схема бюджетных затрат на растущий ежегодно едва ли не на четверть гособоронзаказ и в силовые структуры начнет поступать наконец новое вооружение. Что будет наведен порядок в системе закупок всего и вся для вооруженных сил, чтобы цена на один и тот же продукт в разных силовых структурах не отличалась «в разы». Что определится наконец, кто же формирует государственный оборонный заказ: Министерство экономического развития и торговли, Минобороны, соответствующие структуры Совета безопасности и администрации президента или сам Комитет по государственному оборонному заказу.
Ничего этого, увы, не случилось. Отдача от средств, направляемых на разработку, закупку и ремонт вооружений и военной техники, остается низкой. За исключением экспортно-ориентированных предприятий. Продолжаются взаимно дублирующие исследования и разработки для различных госзаказчиков, ведутся долгосрочные работы, уже потерявшие актуальность. Так до конца и не налажена координация заказа по вооружению и военной технике общего применения, например по стрелковому оружию.
Видимо, в силу привычки, оставшейся от прежней работы в спецслужбе -- Федеральном агентстве правительственной связи и информации, Владимир Матюхин чуждался публичности. Это обстоятельство подчеркивало некую виртуальность возглавляемой им структуры. За последний год публичная деятельность руководителя Комитета по гособоронзаказу отмечена эпизодами, которые можно перечесть по пальцам. В актив генералу армии можно зачислить разве что усилия по разработке действенной системы организации оборонного заказа и контроля за его формированием и исполнением, а также долгосрочной программы вооружений. Но о чем-то законченном и здесь сказать опять же нельзя.
Офицеры из аппарата Комитета по гособоронзаказу не скрывают, что генерал Матюхин все это время «продолжал оставаться связистом», причем именно специалистом в конфиденциальной, кодированной радио- и проводной связи. Например, он живо высказался в поддержку создаваемого холдинга «Созвездие», работающего над единой автоматизированной системой связи и управления тактического звена вооруженных сил. Подняться до проблем оборонно-промышленного комплекса в целом г-н Матюхин так и не сумел. Или не захотел. Так или иначе Кремль должен будет вписать себе в пассив неудачный подбор кадров -- «хозяйство» генерала Матюхина только номинально входило в состав военного ведомства, фактически же, как и сфера военно-технического сотрудничества, управлялось из Кремля.
На освободившееся место первого заместителя министра обороны (еще один первый зам -- начальник Генштаба Анатолий Квашнин) прочат статс-секретаря Игоря Пузанова. Владимир Матюхин, несмотря на неудачное руководство комитетом, вполне возможно, окажется в кресле главы Федеральной службы по экспортному и техническому контролю (в ходе административной реформы статус комиссии понижен: из ранга правительственной она перешла в структуру Министерства обороны). Специалист в сфере конфиденциальных коммуникаций, г-н Матюхин уже имеет приглашения от коммерческих фирм. А на исправление положения в сфере государственного оборонного заказа брошен Андрей Бельянинов, зарекомендовавший себя как эффективный менеджер на посту главы ФГУП «Рособоронэкспорт».
Николай ПОРОСКОВ