В 2003 году темпы роста практически по всем экономическим показателям были существенно выше, чем в 2002 году и чем планировалось. Так, рост ВВП в России в 2003-м относительно 2002-го составил 7,3%, тогда как годом ранее этот показатель составлял 4,7%. Рост промышленного производства составил 7%, в 2002 году этот показатель равнялся 3,7%. Бюджет был исполнен с профицитом. Если в 2002 году темпы роста инвестиций в основной капитал были очень невысоки (ниже, чем рост экономики в целом), то в 2003-м они составили 12,5%.
Но несмотря на рост инвестиций, по абсолютной величине инвестиций на душу населения Россия отстает от многих стран. Это сдерживающий фактор для полномасштабной реализации экономического потенциала страны и снижения зависимости от конъюнктуры сырьевых рынков. Для регионов в отличие от предприятий проблема привлечения инвестиций имеет более острый характер, поскольку здесь речь идет не только о развитии производства, но и состоянии социальной сферы, которая во многом определяет стабильность общества и политическую расстановку сил.
Данные Минфина свидетельствуют о росте в 2003 году числа регионов и муниципальных образований, которые использовали в качестве инструмента привлечения средств облигационные займы. Если в 2002 году Минфин зарегистрировал условия эмиссии 25 региональных и муниципальных облигаций, то в 2003-м -- 31. Объем размещенных в прошлом году облигаций составил 67,1 млрд руб., что в 2,3 раза превышает показатель 2002 года.
Тем не менее потенциал облигационных займов как инструмента привлечения финансовых ресурсов использован далеко не полностью. Как и ранее, основной объем эмиссий приходится на несколько регионов, лидерами среди которых являются Москва и Санкт-Петербург -- доля этих городов в общем объеме эмиссий составляет 62,5%. Большинство же регионов не являются участниками процесса привлечения средств на фондовом рынке, в частности из-за низкой информационной прозрачности, что затрудняет адекватную оценку рисков и тем самым снижает спрос на региональные ценные бумаги.
Кроме того, ряд регионов не выполняют требования законодательства. Как показал анализ исполнения бюджетов субъектов РФ по итогам 2003 года, 18 из них не соответствуют требованиям Бюджетного кодекса по количественным показателям (контролировался дефицит, объем госдолга и расходы на его обслуживание). В 2001 и 2002 годах 16 регионов не соответствовали требованиям Бюджетного кодекса. Таким образом, можно говорить о появлении негативной тенденции в этой области. Вполне закономерно, что субъекты федерации, нарушающие требования Бюджетного кодекса, не вызывают доверия инвесторов и имеют невысокие возможности по привлечению заемных средств.
Для определения надежности и качества заемщика в мировой практике используются кредитные рейтинги. Возможны два подхода: один предполагает оценку риска невыполнения обязательств с присвоением соответствующей рейтинговой категории в виде буквенно-цифрового кода; другой предусматривает оценку относительной кредитоспособности, позволяющей сравнивать регионы между собой.
Сам процесс присвоения рейтинга, то есть оценки возможности и желания администраций своевременно и в полном объеме расплачиваться по долгам, или, другими словами, оценки вероятности неисполнения обязательств перед кредиторами, довольно сложен. Для качественной оценки вероятности неисполнения заемщиком своих финансовых обязательств необходимо изучить большое количество информационных материалов, включая анализ множества экономических показателей региона, характеризующих возможность аккумулирования денежных средств, и, следовательно, возможность расплачиваться по долгам; а также проанализировать кредитную историю, контакты с региональными властями, множество неформальных факторов и субъективных предпосылок, главная из которых -- желание региональных властей выполнять свои долговые обязательства.
Исследование, проведенное экспертами Рейтингового центра АК&M, дает первое представление о сравнительной кредитоспособности различных регионов России. Оно основано на анализе ряда доступных широкому кругу заинтересованных лиц формальных показателей. В исследовании оценивались относительные возможности субъектов федерации выполнять свои долговые обязательства. В рамках исследования проводился анализ показателей 87 российских регионов, по которым была доступна информация, достаточная для анализа относительной кредитоспособности по состоянию на 1 января 2004 года.
Первые места в списке регионов по относительной кредитоспособности заняли Москва и Санкт-Петербург. Это свидетельствует о том, что в сравнении с другими субъектами РФ эти города имеют наименьший риск неисполнения долговых обязательств. Третье место в ранжируемом списке принадлежит Ханты-Мансийскому автономному округу, который характеризуется низким уровнем государственного долга по отношению к собственным доходам (3,84%), самой высокой долей собственных доходов бюджета, самым низким среди других регионов отношением задолженности по налогам к общему объему налоговых платежей.
Анализ проводился по двум группам критериев. В первую входят критерии, определяющие финансовое состояние региона (базируются на данных месячных отчетов об исполнении бюджетов субъектов РФ по состоянию на 1 января 2004 года, а также на данных органов региональной власти об объеме государственного долга), во вторую -- критерии, определяющие уровень экономического развития региона и создающие предпосылки формирования доходной части бюджета (базируются на данных Госкомстата по состоянию на 1 января 2004 года). Источником информации об исполнении бюджетов субъектов РФ является Министерство финансов РФ.
Интегрированный уровень относительной кредитоспособности -- это сумма значений относительного уровня кредитоспособности по финансовым показателям и относительного уровня кредитоспособности по экономическим показателям с весовыми коэффициентами 0,65 и 0,35 соответственно.
В группу критериев, определяющих финансовое состояние региона, входят следующие: отношение государственного долга к собственным доходам бюджета (коэффициент при расчете относительного уровня кредитоспособности 0,25); доля собственных доходов в общем объеме доходов (0,25); объем собственных доходов бюджета (0,2); отношение дефицита бюджета к доходам бюджета (0,15); доля средств, направляемых в бюджеты других уровней, в расходах (0,1); доля выделяемых кредитов и бюджетных ссуд в расходах (0,5).
В группу критериев, определяющих уровень экономического развития региона, входят следующие: отношение задолженности по налогам к объему налоговых платежей (0,35); доля прибыльных предприятий в общем количестве зарегистрированных на территории региона (0,25); сальдо прибыли и убытков предприятий (0,25); денежные доходы населения в расчете на одного жителя (0,15).
Методика исследования аудирована ЗАО БДО «Юникон».
Генеральный спонсор исследования -- инвестиционная компания АВК.
Спонсоры -- банк «Глобэкс», Вэб-инвест банк, Гута-банк.Рейтинг относительной кредитоспособности субъектов РФ
Место |
Субъект РФ |
Относительный уровень кредитоспособности по финансовым показателям |
Относительный уровень кредитоспособности по экономическим показателям |
Интегрированный уровень относительной кредитоспособности |
|
1 |
Москва |
91,96 |
99,57 |
94,62 |
2 |
Санкт-Петербург |
77,17 |
64,82 |
72,85 |
3 |
Ханты-Мансийский АО |
72,27 |
68,91 |
71,09 |
4 |
Тюменская область |
71,38 |
66,69 |
69,74 |
5 |
Ямало-Ненецкий АО |
66,86 |
63,35 |
65,63 |
6 |
Липецкая область |
70,96 |
52,14 |
64,37 |
7 |
Московская область |
67,73 |
57,37 |
64,10 |
8 |
Вологодская область |
67,54 |
56,63 |
63,72 |
9 |
Пермская область |
68,42 |
53,70 |
63,27 |
10 |
Самарская область |
69,47 |
50,95 |
62,99 |
11 |
Башкирия |
66,97 |
54,24 |
62,52 |
12 |
Свердловская область |
69,15 |
49,48 |
62,27 |
13 |
Татарстан |
65,11 |
54,45 |
61,38 |
14 |
Челябинская область |
68,67 |
46,94 |
61,07 |
15 |
Ленинградская область |
63,46 |
52,24 |
59,53 |
16 |
Ставропольский край |
63,67 |
50,25 |
58,98 |
17 |
Омская область |
65,76 |
45,79 |
58,77 |
18 |
Томская область |
61,74 |
51,75 |
58,24 |
19 |
Оренбургская область |
63,84 |
47,72 |
58,20 |
20 |
Астраханская область |
61,32 |
52,11 |
58,10 |
21 |
Республика Коми |
62,71 |
48,97 |
57,90 |
22 |
Республика Мордовия |
62,40 |
49,39 |
57,85 |
23 |
Агинский Бурятский АО |
63,03 |
48,02 |
57,78 |
24 |
Рязанская область |
61,23 |
51,30 |
57,76 |
25 |
Республика Удмуртия |
63,82 |
46,30 |
57,69 |
26 |
Волгоградская область |
61,80 |
49,95 |
57,66 |
27 |
Новосибирская область |
60,58 |
50,07 |
56,90 |
28 |
Калужская область |
59,67 |
51,64 |
56,86 |
29 |
Красноярский край |
59,45 |
51,35 |
56,62 |
30 |
Саратовская область |
60,60 |
49,19 |
56,61 |
31 |
Хабаровский край |
58,58 |
52,89 |
56,59 |
32 |
Краснодарский край |
57,39 |
54,62 |
56,42 |
33 |
Нижегородская область |
60,48 |
48,20 |
56,18 |
34 |
Республика Хакасия |
59,83 |
47,31 |
55,45 |
35 |
Ростовская область |
55,75 |
53,76 |
55,05 |
36 |
Белгородская область |
59,17 |
47,40 |
55,05 |
37 |
Тульская область |
59,60 |
46,35 |
54,96 |
38 |
Приморский край |
58,12 |
48,74 |
54,83 |
39 |
Ярославская область |
57,09 |
50,44 |
54,77 |
40 |
Иркутская область |
59,56 |
45,45 |
54,62 |
41 |
Таймырский (Долгано-Ненецкий) АО |
60,22 |
43,65 |
54,42 |
42 |
Курская область |
62,52 |
38,77 |
54,21 |
43 |
Сахалинская область |
56,98 |
49,04 |
54,20 |
44 |
Калининградская область |
55,25 |
50,78 |
53,68 |
45 |
Мурманская область |
54,97 |
51,03 |
53,59 |
46 |
Республика Саха (Якутия) |
56,83 |
47,50 |
53,57 |
47 |
Кемеровская область |
59,89 |
40,87 |
53,23 |
48 |
Орловская область |
52,95 |
52,65 |
52,84 |
49 |
Республика Чувашия |
52,56 |
49,88 |
51,62 |
50 |
Архангельская область |
54,16 |
45,81 |
51,24 |
51 |
Тверская область |
56,84 |
40,66 |
51,18 |
52 |
Владимирская область |
53,18 |
46,75 |
50,93 |
53 |
Республика Карелия |
53,41 |
45,84 |
50,76 |
54 |
Смоленская область |
54,85 |
41,42 |
50,15 |
55 |
Воронежская область |
52,64 |
44,52 |
49,80 |
56 |
Республика Алтай |
47,23 |
54,05 |
49,61 |
57 |
Тамбовская область |
53,02 |
42,65 |
49,39 |
58 |
Кировская область |
53,23 |
42,25 |
49,39 |
59 |
Республика Калмыкия |
56,30 |
36,27 |
49,29 |
60 |
Новгородская область |
48,45 |
50,79 |
49,27 |
61 |
Республика Адыгея |
51,55 |
43,29 |
48,66 |
62 |
Брянская область |
52,67 |
38,75 |
47,80 |
63 |
Псковская область |
47,21 |
48,13 |
47,53 |
64 |
Республика Марий-Эл |
51,72 |
39,38 |
47,40 |
65 |
Чукотский АО |
44,53 |
52,08 |
47,17 |
66 |
Амурская область |
48,52 |
41,45 |
46,05 |
67 |
Республика Ингушетия |
45,52 |
45,31 |
45,45 |
68 |
Республика Бурятия |
44,88 |
46,38 |
45,41 |
69 |
Ивановская область |
48,10 |
40,37 |
45,40 |
70 |
Пензенская область |
45,65 |
43,64 |
44,95 |
71 |
Костромская область |
46,99 |
40,43 |
44,69 |
72 |
Ульяновская область |
49,17 |
36,10 |
44,60 |
73 |
Республика Дагестан |
41,35 |
49,68 |
44,26 |
74 |
Корякский АО |
50,80 |
28,56 |
43,02 |
75 |
Камчатская область |
44,22 |
39,22 |
42,47 |
76 |
Еврейская автономная область |
43,88 |
39,23 |
42,25 |
77 |
Курганская область |
42,76 |
39,72 |
41,69 |
78 |
Алтайский край |
41,29 |
41,36 |
41,32 |
79 |
Коми-Пермяцкий АО |
41,98 |
37,01 |
40,24 |
80 |
Магаданская область |
41,18 |
36,52 |
39,55 |
81 |
Республика Северная Осетия-Алания |
36,91 |
44,36 |
39,52 |
82 |
Усть-Ордынский Бурятский АО |
36,50 |
40,65 |
37,95 |
83 |
Эвенкийский автономный округ |
30,58 |
51,25 |
37,81 |
84 |
Читинская область |
50,49 |
12,33 |
37,13 |
85 |
Республика Кабардино-Балкария |
37,57 |
31,84 |
35,57 |
86 |
Республика Тыва |
26,86 |
42,61 |
32,37 |
87 |
Республика Карачаево-Черкесия |
19,23 |
45,54 |
28,44 |