Время новостей
     N°87, 22 мая 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  22.05.2001
Разболтались
Оказывается, у Буша и Шредера на уме то же, что и на языке
Узнать, что на самом деле думают власть имущие, хочется всем. Беспрецедентный "прокол" германского МИДа, в результате которого в прессу попала запись конфиденциальной беседы федерального канцлера Шредера и президента Буша 29 марта, позволил заглянуть за кулисы большой политики не только россиянам, привыкшим к многостраничным «сливам» с самого верха, но и жителям стран с развитой демократией.

Скандал разразился в воскресенье, когда в интернет-версиях влиятельных немецких еженедельников Focus и Der Spiegel появилось изложение записок посла Германии в США Юргена Хробога, которые он делал во время вашингтонской встречи в верхах. Откровенные высказывания Буша, Шредера и присутствовавшего при разговоре Колина Пауэлла для широкой публики не предназначались. Утечка, где речь шла о России, Ближнем Востоке и Ливии, вызвала гневную отповедь Вашингтона, который заявил, что публикация нанесла серьезный ущерб внешней политике США.

Представитель МИД Германии Андреас Михаэлис ограничивается чеканной формулировкой: «Мы не комментируем информацию, которая стала известной вопреки действующим правилам секретности». В аппарате канцлера не верят, что источник удастся найти: список отделов МИДа, которым рассылалась запись беседы, достаточно внушителен. К тому же внешнеполитическое ведомство «переводит стрелки»: перед тем, как переправить документ в Берлин, посол Хробог сначала передал его на благословение помощнику канцлера по международным делам Михаэлю Штайнеру. С него скандал и начался. На прошлой неделе газета Frankfurter Allgemeine рассказала о том, что во время визита Штайнера в Триполи ливийский лидер Муаммар Каддафи якобы признался ему, что организовал взрыв берлинской дискотеки La Belle в 1982 году и теракт на борту американского самолета над Шотландией в 1988-м. После первой утечки германские официальные лица все опровергли, тут-то и всплыли секретные протоколы, подтверждающие информацию.

Надо сказать, что российский раздел документа германскую общественность не очень интересует. Зато в Москве его поспешили истолковать по-своему: якобы лидеры ведущих стран Запада заключили секретный пакт против нашей страны, решив отказать ей в финансовой поддержке из-за вооружения Ирана и утечки капитала. Глава думской фракции пропрезидентского «Единства» Владимир Пехтин считает, что инициаторы публикации «пытались подстрелить двух зайцев: затруднить налаживающийся российско-европейский диалог, вышедший на новый уровень после недавней встречи Россия--ЕС в Москве, и осложнить контекст готовящегося российско-американского саммита». В общем, сторонники популярной у нас теории заговора против России получили наконец подтверждение своей правоты. Такая трактовка льстит самолюбию Москвы: приятно все-таки сознавать, что нам противостоит не какая-то сошка, а две главные мировые державы. Более того, чтобы сделать гадость России, они, оказывается, готовы идти на серьезные осложнения для себя самих: скандал подорвал доверие между Берлином и Вашингтоном, а уж о ярости упоминаемых в весьма пренебрежительном контексте арабских руководителей и говорить нечего (чего стоит, например, пассаж о «полностью потерявшем чувство реальности» Арафате).

На самом деле разглядеть антироссийский пакт сложно. Шредер и Буш не сказали ничего такого, что противоречило бы их официальным заявлениям. Вашингтон открыто и давно возмущается сотрудничеством Москвы и Тегерана. Запад настойчиво говорит о необходимости прекратить утечку капитала из России, подчеркивая, что без этого разговор об иностранных инвестициях лишен смысла. А характеристика Владимира Путина как человека, борющегося за реформы с выходцами из старой номенклатуры, и вовсе напоминает комплимент. Опубликованный текст свидетельствует об одном -- между публичной и реальной позицией Запада по отношению к России особой разницы нет. И не стоит рассчитывать на то, что за претензиями к нам мирового сообщества скрывается некая готовность к закулисным сделкам. Если мы хотим стать полноценными партнерами, на эти претензии придется как-то реагировать. Что же касается заговоров, то они как раз касаются не России, а, например, Ливии. Но об этом стоит больше беспокоиться не нам, а полковнику Каддафи.

Юрий ШПАКОВ, Берлин, Федор ЛУКЬЯНОВ