|
|
N°87, 24 мая 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Европа устала «выкручивать руки»
Россия преодолела главный барьер на пути в ВТО
«России еще осталось подписать целый ряд соглашений с такими странами, например, как США, Китай, Япония, но надеюсь, что с другими странами после подписанного сегодня соглашения переговоры у РФ пойдут достаточно быстро и она в скором времени станет членом ВТО», -- заявил комиссар ЕС Паскаль Лами на пресс-конференции по итогам саммита Россия--Евросоюз в минувшую пятницу. Г-н Лами назвал Германа Грефа, своего визави по переговорам, «жестким защитником интересов России». «Заключенное в пятницу соглашение подразумевает, что мы подписали соглашения более чем с 50% стран, входящих в рабочую группу по присоединению РФ к ВТО. Поэтому вклад весьма серьезный, есть основания предполагать, что дела на переговорах с другими странами пойдут быстрее», -- подхватил российский чиновник. Комплиментами Грефу г-н Лами не ограничился, сообщив прессе: «ВТО по праву будет называться Всемирной торговой организацией только после присоединения к ней России».
Получивший звание «жесткого защитника интересов России» министр рассказал, что «как и все страны, присоединяющиеся к ВТО, РФ взяла на себя обязательства по либерализации торгового режима, а зачастую просто о наведении порядка в торговле», но при этом все договоренности соответствуют стандартным условиям вступления в эту организацию. Более того, в отношении товаров «выбрали такой темп либерализации тарифов, который полностью удовлетворяет интересам и экономики России, и потребителей». По словам г-на Грефа, со дня присоединения к ВТО импортные тарифы не изменятся, но в отношении ряда чувствительных групп товаров, особенно сельскохозяйственных, тарифы могут быть повышены. Он сообщил, что сейчас средневзвешенная ставка импортного тарифа по промышленным товарам составляет 10%, а по итогам переходного периода, который в отношении разных групп товаров продлится от двух-трех лет, а в некоторых случаях от семи-восьми, средневзвешенная ставка тарифа снизится до 8%.
Больше всего российские переговорщики гордятся успехами в сфере энергетики. Еще несколько месяцев назад высокопоставленный чиновник российского правительства в неформальной беседе с журналистами готов был поспорить, что европейские переговорщики «по-тихому» откажутся от своего энергетического ультиматума. Протокол между Россией и ЕС, подписанный в минувшую пятницу, полностью оправдал тот «прогноз» -- реформирование российского энергетического сектора будет происходить в соответствии с энергетической стратегией до 2020 года, а значит, по сценарию Москвы.
Как известно, первое официальное уведомление российской стороны о наличии у Европейской комиссии целого пакета энергетических требований к России состоялось в ноябре прошлого года. Москве в ультимативной форме было предложено повысить внутренние цены на газ, разрушить экспортную монополию «Газпрома», открыть российские трубопроводы для свободного транзита газа других государств в Европу, разрешить строить частные трубопроводы, повысить внутренние тарифы на прокачку газа до уровня экспортных и отказаться от взимания экспортной пошлины. Иначе Россию обещали не пустить в ВТО.
Самая высокопоставленная реакция на «угрозы» была молниеносной. На встрече с одним из ключевых европейских лидеров, канцлером Германии Герхардом Шредером, Владимир Путин пообещал не поддаваться на «выкручивание рук» со стороны Брюсселя. Переговорный процесс растянулся еще на полгода, в течение которого представителям Москвы удалось сначала снять три пункта с повестки (о доступе в трубопроводы, равных тарифах на транзит и строительстве частных магистралей), а в ходе финальной встречи согласовать отказ Брюсселя от требований уничтожить экспортную монополию «Газпрома» и отменить экспортную пошлину. По росту внутренних цен была принята мягкая для Еврокомиссии формулировка об обязательствах России повысить цены на газ в два раза, до 59 долл. за тысячу кубометров, к 2010 году. Однако такой ориентир под давлением «Газпрома» уже принят российским правительством в энергетической стратегии, поэтому можно говорить о полном отказе ЕС от энергетического ультиматума.
Кроме того, переговорщикам удалось договориться об урегулировании проблемы платы за пролет по так называемому «транссибирскому маршруту» (ТСМ) за рамками итогового протокола. По словам Грефа, договоренности, достигнутые 21 мая насчет ТСМ, будут закреплены в следующем году отдельным соглашением. И судя по всему, оно будет довольно благоприятным для России, которая пообещала не позднее 2013 года «модернизировать» систему взимания платежей. «Мы постепенно уйдем от получения «Аэрофлотом» этих платежей», -- сказал Греф. Но о полной их отмене (значительная часть средств поступает в бюджет России) речь даже не идет. Греф пообещал лишь некоторое снижение тарифов, причем не за счет ставок, а благодаря спрямлению маршрута пролета над Россией (сумма этого платежа исчисляется в зависимости от класса воздушного судна и дальности его полета в воздушном пространстве страны).
Конкретные условия эксплуатации ТСМ регулируются двусторонними соглашениями «Аэрофлота» с заинтересованными иностранными авиакомпаниями и окружены плотной коммерческой тайной. По экспертным оценкам, выплаты в целом составляют примерно 250 млн долл. в год, из которых 25--30% достается «Аэрофлоту» (остальное идет на финансирование государственных проектов по развитию гражданской авиации). Эти суммы имеют критическое значение для «Аэрофлота», доходы которого от основной деятельности не покрывают его расходов. По итогам 2003 года в соответствии с российскими стандартами бухгалтерского учета «Аэрофлот» получил 3,98 млрд руб. (129 млн долл.) чистой прибыли при выручке 45,1 млрд руб. (1,58 млрд долл.). Однако без роялти за ТСМ крупнейшая авиакомпания России оказалась бы убыточной.
Заместитель генерального директора «Аэрофлота» Лев Кошляков в пятницу заявил газете «Время новостей», что в связи с неуклонным улучшением финансовых показателей авиакомпании значение платежей за ТСМ для нее год от года снижается. По оценке Кошлякова, полностью избавиться от этой зависимости (то есть «выйти в операционный нуль») «Аэрофлот» сможет «года через два-три».
Алексей ГРИВАЧ, Михаил КУКУШКИН