Время новостей
     N°88, 25 мая 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.05.2004
Слабонервным не смотреть!
Сегодня открывается художественная ярмарка «Арт-Москва»
Организуемая компанией «Экспо-парк. Выставочные проекты» VIII Международная художественная ярмарка «Арт-Москва» в этом году побивает все рекорды по количеству участвующих в некоммерческих проектах иностранных художников. Вывод: престиж «Арт-Москвы» повышается. Все более элитарная некоммерческая зона обязывает соответствовать и главный, рыночный раздел. С каждым годом в нем меньше случайного салонного мусора. Хороших, делающих погоду в художественной жизни крупнейших городов России галерей больше. Даже «рыночная» презентация их продукции год от года все чище и респектабельнее. По закону комплиментарности качество презентации реально отражается на экономическом успехе ярмарки. Итак, от традиционного ЦДХ мы постепенно двигаемся в сторону Берлина и Базеля. Танцуют все!

В рамках международной программы «Арт-Москва» в период с 25 по 30 мая в Центральном Доме художника на Крымском валу запланировано проведение выставок известного японского фотографа Норио Кобаяси, выпускников Венской академии художеств, художественной школы Валанд (Швейцария), молодых французов -- первых лауреатов новой премии по современному искусству имени Марселя Дюшана. Ожидаются финские «Упрямые сестренки и одинокие мужчины» -- проект коллег из Скандинавии. Россия ответит достойно. На некоммерческий ринг со своими проектами выйдут чемпионы концептуализма Игорь Макаревич и Елена Елагина (инсталляция «Кладезь жизни», сделанная при участии галереи XL и Альфа-банка), Эрик Булатов (выставка одной картины «Опасно», организованная журналом WAM и студией Agey Tomesh). Современное российское искусство, за которое голосовали своим коштом VIP-дамы из Клуба коллекционеров, покажут на стенде «Женская сборная». Галерея Гельмана наконец-то заполнит информационную дыру о современном художественном процессе в Грузии. Евгения Кикодзе и Вато Церетели привезут видео, фотографии и живопись своих соотечественников. Будет на что посмотреть.

Только никто не обещает, что настроение от увиденного станет благостно-восторженным. Сомнения не в качестве или авторитетности программ. Просто, судя по аннотациям проектов, одним из лейтмотивов «Арт-Москвы» окажется тема, которую гениально озвучила Фаина Раневская в шедевральной «Весне»: «Красота -- это страшная сила». К примеру, швейцарец Нот Витал увековечил в бронзе верблюдов, чьи головы были приобретены им на бойне в Египте. Художник подчеркивает связь искусства скульптуры с формой тотемизма. Ведь первыми скульптурами человечества были насаженные на шест обрубленные части плоти. Они использовались в качестве языческих символов. Невозможно читать без содрогания репортаж о посещении Виталом бойни, явившейся «поставщиком» его артистических образов: «В дальнем конце наполненного предсмертными криками зала головы верблюдов отбрасывались к ногам художника в обмен на деньги». Пограничной территорией между жизнью и смертью искусство оказалось и в работе Эрика Булатова, где буколический пейзаж с устроившейся в нем безмятежной компанией отдыхающих на травке заключен в раму из кроваво-красных слов «Опасно». Эта картина повторена 12 раз с надписью на многих языках мира. Кульминацией темы, наверное, может служить похожий на тотальные инсталляции Ильи Кабакова проект группы Escape. Название говорит само за себя: «Художник, погибший под картиной в результате взрыва накануне вернисажа». Если «Арх-Москва» этого года своим символом выбрала дорожный «тупик»: букву «т» на синем фоне, то «Арт-Москве», вероятно, подойдет «пиратский» череп со скрещенными костями.

Сергей ХАЧАТУРОВ
//  читайте тему  //  Выставки