Время новостей
     N°87, 24 мая 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  24.05.2004
Убить Джорджа
В Канне поощрили маргиналов и «прокатили» отличников
Фестиваль в Канне завершился настоящей сенсацией: «Золотая пальмовая ветвь» впервые в истории досталась деятелю документального кино. Документалисты всего мира могут праздновать победу. «Фаренгейт 9/11» -- антибушевский агитфильм Майкла Мура -- оттеснил на второй план всех фестивальных фаворитов, включая «2046» Вонга Карвая и «Жизнь чудесна» Эмира Кустурицы.

Довольно достоверные слухи о распределении призов начали курсировать еще до финальной церемонии, а когда на красной ковровой дорожке знаменитой лестницы появились почетные гости, исход фестиваля стал окончательно ясен. Как ни позировали Кевин Кляйн с Джад Эшли, Шерил Кроу с Аланис Моррисет и Джорджо Армани с сопровожавшей его супермоделью, как ни красовалась божественная Шарлиз Терон -- их затмили другие звезды. И прежде всего Майкл Мур -- тучный, небритый, неухоженный, с толстой женой, но тем не менее ставший поп-фигурой высшего эшелона.

Мог ли не победить Мур, и какую роль в этой победе сыграло председательство в жюри Квентина Тарантино, его дружба с продюсером «Фаренгейта» Харви Вайнштейном? В общем-то ясно, что великие кинорежиссеры, как правило, не отличаются большой принципиальностью и радикализмом, попадая в каннское жюри. Тарантино было особенно трудно: не замеченный в увлечении политикой, он вряд ли такой уж поклонник «Фаренгейта», но давление на него было двойное -- корпоративное и, так сказать, атмосферное. Фестиваль в Канне, как известно, прошел под знаком социальной борьбы и политического протеста, словно доказывая, что он существует не только для «жирных и богатых».

В этом следует искать и объяснение другого премиального сюжета. Все, конечно, знали об увлечении Тарантино азиатским кино. Казалось, ему и карты в руки: наградить показанный в предпоследний день фильм его любимца Вонга Карвая «2046» стоило. Фантастически красивая, изощренная лента выдающегося мастера, напоминающая модный салон, осталась, однако, вообще без наград. Так же, как и классическая фантасмагория Эмира Кустурицы «Жизнь чудесна». В этом нашла продолжение тенденция, проявившаяся еще в 1999 году в Канне, когда с легкой руки тогдашнего председателя жюри Дэвида Кроненберга «прокатили» решительно всех «священных коров» -- от Альмодовара до Джармуша. В прошлом году «не заметили» Ларса фон Триера, в этом году в Берлине жертвой стал Ангелопулос. Значит ли это, что кончилась эпоха великих авторов? Не будем их хоронить, но очевидно, что им придется подвинуться, уступив место другим территориям и культурам.

Смысл жеста Тарантино в том и состоит, что он поощрил не кинематографических отличников, а маргиналов и бунтарей. И пожертвовав Вонгом Карваем, все же обласкал любимых азиатов. Вторая в фестивальной табели о рангах награда -- гран-при жюри -- присуждена фильму корейца Парк Чан-вука «Старый мальчик», картине, которая своим бешеным драйвом и выморочной трагикомичностью должна была прийтись по душе председателю. Лучшую актрису выбрали из французского фильма «Чистая» Оливье Асаяса, но стала ею не кто-нибудь, а культовая китаянка Мэгги Чюн. А лучшим актером к всеобщему изумлению объявлен двенадцатилетний Йагира Йуна из японского фильма «Никто не знает».

Еще один «приз жюри» было решено отправить в Таиланд: его увезет режиссер картины «Тропическая лихорадка» Апичатпонг Вирасетакул. Но и этим дело не ограничилось: специальную награду присудили Ирме П. Холл из фильма-ремейка братьев Коэн «Женоубийцы». Опять же характерно: не самим Коэнам, а актрисе-негритянке. На этом фоне не удивляет, что приз за режиссуру достался Тони Гатлифу -- цыгану родом из Алжира: герои его антиглобалистского роуд-муви «Изгнанники» слушают свободолюбивую этническую музыку, едут в Алжир, участвуют в сеансе суфитского транса. И хотя французская пресса скептически оценила это решение Тарантино, тем не менее газеты написали: «Галльский петух пропел трижды». На самом деле только один истинно французский фильм «Посмотри на нее» был премирован -- за сценарий. Две другие «французские» награды достались китаянке и цыгану.

Коронование на каннское царствие Майкла Мура стало кульминацией финальной церемонии, в течение которой не раз раздавались антибушевские речи. Добавим к контексту фестиваля, что на нем были показаны фильмы «Дневники мотоциклистов» (о юности Че Гевары), «Убийство Ричарда Никсона» (об уотергейтском скандале) и «Мозги Буша» (ясно о чем). Еще до каннского награждения фильм Майкла Мура стал объектом острых дискуссий в американской прессе: о нем говорят как о первом «реалити-фильме», который может повлиять на результаты выборов. Покажут ли «Фаренгейт» в США? Теперь, после Канна, бесспорно: об этом заявил сам Мур, а Тарантино чуть не плакал от умиления своим поступком. Станет ли «Фаренгейт» новым Уотергейтом? Скоро мы узнаем об этом.

Спецэффекты для электората

Падение с велосипеда опаснее происков мастеров культуры

Не следует переоценивать возможное влияние каннского триумфа фильма Майкла Мура на популярность Джорджа Буша, равно как и на исход президентских выборов в США.

Во-первых, решение жюри во главе с американцем Квентином Тарантино о присуждении «Пальмовой ветви» американскому же фильму в любом случае будет подано обывателю в США и воспринято им как очередная антиамериканская пакость лягушатников-французов, и без того уже считающихся сегодня в Соединенных Штатах чуть ли не главными врагами нации.

Во-вторых, вряд ли произведет особое впечатление на американский электорат и суть антибушевской риторики лауреата-кинодокументалиста. Фильм г-на Мура, как известно, в значительной степени посвящен тому, что Джордж Буш любит и умеет отдыхать и не очень любит работать. Американский избиратель и без всякого кино знает, что президент США действительно не прочь и рыбку половить, и в гольф сыграть, но он знает также, что г-н Буш все делает открыто, на людях, а не уединяется с практикантками и сигарами в Овальном кабинете Белого Дома, как его предшественник.

Наконец, попытки мастеров культуры повлиять на электорат, причем не только в США, сплошь и рядом приводят к прямо противоположному эффекту. Выборы выигрываются и проигрываются, как правило, вне зависимости от тех критериев и ценностей, которые рассматривает в своих картинах г-н Мур. В этом смысле для Джорджа Буша субботнее падение с велосипеда (президент США навернулся во время длительной велопрогулки в Техасе) и царапины на лице от этого падения могут оказаться гораздо более опасными, нежели «каннская пощечина». В свое время одной из причин поражения президента Джимми Картера стал его сход с дистанции во время массового забега.

Елена КОСТОЧКИНА

Елена ПЛАХОВА, Канн
//  читайте тему  //  Кино