|
|
N°88, 25 мая 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Резерв исчерпан
России нужен новый закон о «закромах родины»
Оказалось, что в административную реформу не вписывается одно из самых закрытых и значимых для обороны государства ведомств России -- Федеральное агентство по государственным резервам. Сокращенно его называют еще «Росрезервом». Дело в том, что закон «О государственном материальном резерве» 1994 года безнадежно устарел. Набирающий силу рынок предлагает новые правила, в этом законе не прописанные. Поэтому комитет Совета Федерации по обороне и безопасности счел необходимым исправить положение и провел конференцию по законодательному регулированию правоотношений в сфере государственного материального резерва. Свою точку зрения на проблему высказали руководители агентства, представители Счетной палаты, министерств обороны, финансов и МЧС. Все были единодушны: новый закон нужен как реальный фактор повышения уровня национальной безопасности страны.
И это не беспредметная патетика. Сегодня, когда открыты даже координаты шахт стратегических ракет с ядерными боеголовками, полной информацией о находящихся в «Росрезерве» запасах материальных ценностей обладают только три человека -- президент, премьер-министр и руководитель агентства. С 2001 года должность главы «Росрезерва» занимает в недалеком прошлом глава петербургских чекистов Александр Григорьев. По его словам, даже 10% информации о «хозяйстве» могут дать потенциальному противнику преимущества в особый период, то есть в случае войны. Да и в мирное время ушлые бизнесмены, прознав, что «Росрезерв» активно закупает какую-то продукцию, мигом взвинтят цены.
Тем не менее кое-какие сведения, дающие представление об этих «закромах родины», у нас есть. «Росрезерв» сегодня -- это 128 баз хранения, называемых комбинатами. Часто эти скрытые от посторонних глаз города расположены в скальных выработках или в вечной мерзлоте на глубине более ста метров. Кроме государственного есть мобилизационный резерв. Это 12 тыс. пунктов хранения на 4,5 тыс. предприятий и организаций, включенных в мобилизационный план. И там, и там хранятся товары полутора тысяч наименований (нефть, тушенка, масло, техника, пороха, снаряды, палатки, одеяла, мыло, ракетное топливо и многое другое) на общую сумму 5,2 млрд руб. Это, пожалуй, единственный параметр, по которому мы действительно догнали Америку. Запас продуктов для вооруженных сил, например, превышает годовое потребление.
Имея эти грандиозные, регулярно освежаемые запасы, количество которых определяется военной доктриной и концепцией национальной безопасности, государство способно продержаться то время, пока промышленность не перейдет на военные рельсы. В мирное же время "госзаначка" идет для нужд МЧС, оказания гуманитарной помощи и, что весьма важно, для регулирования рынка -- посредством закупочных и товарных интервенций. Однако реализация обозначенных целей бывает существенно затруднена. Причин тут несколько, но главная, как выражаются специалисты, -- невозврат временно заимствованного из госрезерва имущества.
Скажем, в неурожайный год руководство N-ской области упало на колени перед «Росрезервом» и выпросило несколько десятков тысяч тонн зерна и столько же бензина, а возвратить «забыло». Что же касается мобилизационного резерва, то в годы дурно понятой демократии некоторые организации и предприятия его самовольно расходовали, также «забывая» пополнять, а то и просто расхищали. Государство закрывало образовавшиеся бреши на бюджетные деньги. Общая задолженность регионов перед государством в этой сфере достигла 12,4 млрд руб. Если добавить штрафные санкции, то сумма значительно подрастет.
Сегодня у агентства 22 должника. Среди «злостных неплательщиков» руководство «Росрезерва» называет Саратовскую, Челябинскую и Липецкую области, Алтайский край. За Волгоградской областью числится более 100 тыс. тонн нефти. Только в последние несколько лет в результате многочисленных проверок выявлено около 700 организаций-нарушителей, на начало этого года ведется 194 уголовных дела. Изменения в законодательстве должны помочь государству вернуть свое, законное. Возможно, и с тех предприятий, которые, хапнув кусок госпирога, объявили о своем банкротстве. Число их достигло 250. Юристы «Росрезерва» регулярно обращаются с исками в арбитражные суды, но дело, как правило, не доходит до логического конца. А в делах о банкротстве «Росрезерв» -- кредитор третьей очереди и возвращает с рубля в лучшем случае 5--7 копеек.
До прошлого года Федеральное агентство по государственным резервам пребывало в «свободном плавании», то есть находилось на самофинансировании, зарабатывая деньги сдачей в аренду коммерческим фирмам складских площадей. Условие было одно -- не раскрывать коммерсантам секретов. Теперь агентство возвращено в лоно бюджета, и, следовательно, жить по прежнему закону стало затруднительно. И без того Счетная палата числит за агентством заработанные им и неизвестно куда девшиеся 200 млн рублей.
Есть и немало других проблем, требующих законодательного регулирования. В частности, правительство до сих пор не разработало номенклатуру продукции, подлежащей хранению на комбинатах «Росрезерва». Хранящиеся сегодня материальные ценности не застрахованы. Финансирование мобилизационного резерва составляет лишь 5% от потребности, несмотря на то, что обновление содержимого «закромов родины» входит в гособоронзаказ. Минфин недоволен тем, что МЧС, забрав со складов тушенку и бульдозеры, зачастую не представляет оправдательных документов. Словом, обновление нормативной базы назрело. Она, помимо прочего, должна быть приведена в соответствие с бюджетным и гражданским кодексами.
Правительству рекомендовано разработать и внести в парламент проект закона. Предполагается, что мобилизационный резерв будет включен в единую федеральную систему госрезерва. В осеннюю сессию верхняя палата парламента рассмотрит вопрос совершенствования законодательства в деликатной сфере стратегических запасов. Новый закон, подчеркивают сенаторы, будет не о складах, пусть и больших. Это будет глобальный закон, влияющий на экономику страны.
Николай ПОРОСКОВ